В отношениях России и Соединенных Штатов прибавилась новая проблема, и еще какая. Палата представителей конгресса США приняла законопроект, который, при определенных обстоятельствах, может очень осложнить работу нескольких крупных российских портов. Так конгрессмены собираются помешать КНДР в создании ракет, способных достичь территории Америки.
Законопроект о новых санкциях против Северной Кореи, почти единогласно принятый Палатой представителей, впечатляет своими формулировками и радикальностью. России касается норма, обязующая президента США ежегодно в течении пяти лет представить в соответствующие комитеты конгресса доклад о морских портах и аэропортах, через которые нарушается запрет на ограничение международной торговли с официальным Пхеньяном. В законопроекте упоминаются порты в Находке, Ванино и Владивостоке. Они, оказываются, под подозрением у американцев. В случае, если подозрения подтвердятся, то будут введены суровые санкции – вплоть до запрета судам стран-нарушительниц находиться в портах и территориальных водах США.
России может коснуться и пункт законопроекта, предусматривающий санкции за использование «рабского труда» северокорейских рабочих. Таковым, в принципе, американцы могут признать труд граждан КНДР, работающих в России согласно договоренностям, заключенным еще при СССР. Северокорейцы трудятся здесь коллективно, под контролем своих руководителей, рубли на руки не получают. Подавляющее большинство таких рабочих – мужчины, их семьи находятся в КНДР. В самой Северной Корее работа в России, а ранее в СССР, считалась и считается привилегией и немалой – как работа в капиталистической стране в советское время.
Претензии по части нарушения торговых санкций против КНДР в соответствии с законопроектом, предъявят так же Ирану, Сирии и особенно Китаю.
Конечно, документ, принятый Палатой представителей, еще должен пройти сенат. Да и Дональд Трамп может воспользоваться правом вето. Это маловероятно, если законопроект получит такую же поддержку в верхней палате, как и в нижней, но теоретически возможно. Кроме того, не следует забывать решение принимать или не принимать санкции конгрессмены примут после доклада президента. И еще надо посмотреть, каким будет этот доклад. Однако впечатляет уже сама перспектива того, что американцы планируют собирать информацию о российских судах и их грузах.
Глава комитета по международным делам Совета федерации Константин Косачев выразил надежду, что законопроект все-таки не будет принят. «Его реализация предусматривает силовой сценарий с принудительным досмотром американскими военными кораблями всех судов. Такого рода силовой сценарий не укладывается в голове, поскольку он означает объявление войны», - сказал он. Действительно, в законопроекте не прописаны способы, каким образом США выявят нарушителей эмбарго против Северной Кореи. Следовательно, и силовой сценарий, обрисованный Косачевым, в принципе нельзя исключить. Другое дело, пойдут ли на него американцы.
Создается впечатление, что все же так обострять международную обстановку Трамп не решится. Тем более, что он, похоже, отдает предпочтение давлению на Северную Корею через ее основного торгового партнера, Китай, а не через Россию, чей товарооборот с КНДР ничтожен. Как сказались санкции, введенные, по требованию мирового сообщества, Пекином против официального Пхеньяна сказать сложно: о подлинном состоянии северокорейской экономики вряд ли могут уверенно судить даже иностранные разведки. Некие косвенные признаки позволяют судить, что тактика давления на КНДР через Китай дает определенный эффект. Последнее подтверждение этого – сообщение северокорейского телеграфного агентства ЦТАК от 3 мая. В нем содержится беспрецедентно жесткая риторика в адрес Китая, который обвиняется в том, что он «попрал и преступил красную линию», пойдя на сговор с «американскими империалистами».
Иными словами, о своем единственном союзнике в Пхеньяне заговорили так, будто речь идет о США, о Южной Корее или Японии. Китайские официальные лица предпочли не заметить этот выпад. Однако само его появление симптоматично. Возможно, в реальности законопроект конгресса и будет оружием давления на Китай, а отнюдь не на Россию. Особенно учитывая, что уж в чем-в чем, а в поддержке ядерного потенциала Северной Кореи нашу страну трудно упрекнуть.