Готовы ли бизнес-школы России и СНГ к глобальной конкуренции?

1 июня 2017, 18:29

Стагнация на рынке российского бизнес-образования заставляет школы обновлять собственные бизнес-стратегии. Один из векторов развития - выход на глобальный рынок, развитие различных форм партнерства и привлечение иностранных студентов. Какие из школ готовы принять вызов времени?

Читайте Monocle.ru в

Глобальный рынок образования, в том числе сегмент бизнес-образования – один из самых быстро растущих мировых рынков.

За последние 25 лет бизнес-школы России и других стран постсоветского пространства частично преодолели разрыв с западными странами в качестве бизнес-образования. Некоторые из них не ставили и не ставят перед собой целей выхода на глобальный рынок, оставаясь при этом сильными игроками на своем локальном (или национальном) рынке. Другие сознательно участвуют в конкуренции за интернациональных студентов.

В контексте стагнации российского сегмента рынка бизнес-образования именно реализация стратегии выхода на глобальный рынок может существенно изменить ситуацию в обозримом будущем.

Аналитический центр «Эксперт» (исследовательское подразделение Медиахолдинга «Эксперт») занимается подготовкой рейтинга глобальных бизнес-школ России и стран СНГ, который поможет выделить школы, нацеленные на интернационализацию.

Цель рейтинга – определить бизнес-школы России и стран СНГ, которые соответствуют базовым условиям успешной глобализации, а именно:

  • ведут собственные исследования (производят новые знания) в области менеджмента;
  • выстраивают осознанную стратегию партнерств с зарубежными бизнес-школами, достигая соответствия международным стандартам в области бизнес-образования

Дмитрий Толмачев, директор Аналитического центра «Эксперт»:

- Стратегии продвижения российских бизнес-школ на глобальном рынке разнятся. Кто-то уделяет особое внимание партнерству в области обмена опытом и стажировок, кто-то фокусируется на совместных исследовательских проектах. В любом случае, роль аккредитаций и международных альянсов приобретает всё большее значение при выборе школы студентами, поэтому учреждения, нацеленные на лидерские позиции, вынуждены это учитывать.

Формы сотрудничества бизнес-школ с зарубежными партнерами различны как по форме, так и по содержанию.  Школы  вводят программы двух дипломов, чтобы дать возможность выпускникам работать за рубежом, организуют практику и стажировки на иностранных предприятиях, предоставляют возможность получения зарубежных кредитов на обучение от аккредитованных вузов.

Елена Николаевна Лобанова, Декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, Доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой финансового менеджмента управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности:

- Мы развиваем разные формы сотрудничества. Работаем с рядом известных  университетов, например, Портсмутским университетом Великобритании и старинным университетом Любляны. Сотрудничество с аккредитованными вузами позволяет нашим студентам получать два диплома и кредиты на обучение в иностранных банках, проходить практику на крупнейших предприятиях Европы. Несмотря на дороговизну, студенты активно выбирают эти школы, что со всей очевидностью говорит о стремлении слушателей и студентов к гарантированным качественным знаниям.

Постепенно развивается еще одна форма взаимодействия  - с профессиональными институтами, которые занимаются международной сертификацией знаний и навыков в разных областях управленческой и финансовой деятельности. ВШФМ является главным партнером старейшего в Великобритании Института сертифицированных финансистов Англии и Уэльса (ICAEW), в котором дистанционно  учатся наши студенты.

Что же касается ключевых факторов успеха наших бизнес-школ за рубежом, то с уверенностью могу сказать, что речь идет об инновационности обучающих программ, но и это не главное. Научный потенциал, исследовательская составляющая деятельности бизнес-школы, изыскания на мировом уровне – вот о чем сегодня должна идти речь, если мы хотим говорить о реальном качественном превосходстве наших программ и школ.

Географически партнерства Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС в основном сосредоточены в странах Центральной Европы и Великобритании.  Великобритания открыта к сотрудничеству, однако вопрос получения виз может являться препятствием для некоторых форм партнерств. Страны Центральной и Восточной Европы (прежде всего, Чехия, бывшие страны Югославии – Словения, Хорватия, Сербия) характеризуются высоким уровнем образовательной культуры и готовностью к сотрудничеству. Перспективными направлениями для сотрудничества представляются также Казахстан, Индия, Азербайджан.

Рейтинг глобальных бизнес-школ России и стран СНГ позволит выявить бизнес-школы, стремящиеся стать заметными участниками  международного рынка образовательных услуг в области менеджмента