Особенности изоляции сварных стыков труб

1 июня 2017, 09:22

Свойства покрытий, которые применяются для защиты сварных стыков, должны быть максимально близки к качествам основного покрытия трубопроводов. Данное условие необходимо для обеспечения совместимости между материалами и, благодаря этому, для достижения однородности антикоррозионной защиты всего трубопровода. Таким требованиям соответствуют термоусаживающиеся полимеры, которые в последнее время получили повсеместное распространение в России.

Термоусаживающиеся ленты, к примерму, ленты Тиал-М состоят из радиационно-модифицированной полиэтиленовой пленки-основы и термоплавкого состава, который характеризуется высокими адгезивными качествами. Ленты, термоплавкий адгезив на которых размягчается при большой температуре, помещают на сварные стыки стальных труб обычно по эпоксидному праймеру – не содержащему растворителей составу из эпоксидной смолы и отвердителя. Пользователи получают праймер в комплекте с лентами.

В ходе усадки ленты под действием производимой пропановой горелкой высокой температуры адгезив плавится. В результате химических реакций начинается формирование адгезии расплава с эпоксидным праймером, которые наполняют все имеющиеся на внешней стороне трубы неровные участки. Под действием подведенного тепла эпоксидный праймер «сшивается», формируя стойкую адгезионную связь «металл-покрытие». Формируется обладающее большой прочностью защитное покрытие с мощными адгезивными связями со сварными стыками труб, способное использоваться при больших температурах в течение продолжительного времени.

Покрытие сварного стыка имеет конструкцию, которая как бы имитирует состоящее из трех слоев полиэтиленовое покрытие трубопровода, наносимое на заводе. Оно также включает в себя эпоксидный праймер толщиной от ста до двухсот микрометров, термоплавкий адгезив толщиной примерно один микрометр и слой «радиационно-сшитого» полиэтилена толщиной от одного микрометра и больше.

Разница заключается в том, что в заводских условиях покрытия наносятся с использованием специальных механизмов и автоматов, тогда как на трассе сварные стыки труб изолируются вручную. По этой причине качество защиты сварных стыков находится в большой зависимости от человеческого фактора. Для снижения роли данного фактора необходимо повысить качество подготовки технологических карт, в которых следует детально описать процесс усадки лент, учесть имеющийся у строителей опыт по их использованию, а также рекомендации производителей материалов.