Повод для умеренного оптимизма

Геннадий Петров
10 июня 2017, 22:49

DPA/TASS
Читайте Monocle.ru в

Президент Болгарии Румен Радев высказался за отмену введенных ЕС санкций против России. Тем самым он озвучил ту идею, которая достаточно популярна в объединенной Европе. На сколько крепки позиции ее противников покажет ближайший саммит ЕС, где будет обсуждаться судьба антироссийских санкций.

Радев еще раз подтвердил свою репутацию благосклонно настроенного по отношению к нашей стране политика. В интервью телеканалу BTV он заявил, что «с удовольствием поддержит» любые шаги по отмене антироссийских санкций. При этом он оговорился, что «президент самостоятельно не может инициировать подобные действия». Все зависит от парламента страны, где большинство – у правоцентристской партии ГЕРБ, в которой внешнеполитические взгляды Радева не разделяют. То есть, болгарский президент всего лишь напомнил, что он за Россию – и только.

Однако сейчас это напоминание оказывается весьма не лишним, в преддверие саммита глав государств и правительств Евросоюза, который состоится 22-23 июня. Там будет обсуждаться и судьба антироссийских санкций (срок их действия истекает 31 июля). Скорее всего, ЕС, как обычно, проголосует за их продление на полгода. Вопрос в том, как изменится расклад сил по этому вопросу в Евросоюзе между сторонниками и противниками давления на Россию. Иными словами, оправдается ли прогноз, который сделал наш постпред при ЕС Владимир Чижов. Он сообщил, что, по его мнению, отмена санкций не за горами. «Заметно, что ситуация созревает для изменения курса ЕС в отношении России в целом и по данному вопросу в частности», - заявил он в интервью газете «Известия».

Действительно, некоторые основания для оптимизма в вопросе о санкциях имеются. По отношению к целесообразности подобного способа давления на Россию Евросоюз разделен. На сегодняшний день твердые и убежденные сторонники санкций – Швеция, Польша и страны Балтии. Их власти однозначно высказываются за продление и даже ужесточение санкций и серьезной оппозиции по данному вопросу у себя дома они не имеют. Правда, нельзя сказать, что политический и экономический вес этих государств в Евросоюзе значителен. Только Швеция относится к странам-донорам бюджета организации. Польша, не говоря уж о странах Балтии – это получатели помощи ЕС, их позиция  не станет непреодолимым препятствием, если в Брюсселе решат, что санкции надо отменить. Зато список государств, скептически настроенных по отношению к целесообразности давления на Россию куда больше и внушительнее. В него входят Италия, Испания, Греция, Кипр, Венгрия. Впрочем, решающее слово в вопросе о том, продлевать санкции или нет останется за немногими ведущими государствами ЕС, прежде всего, за Германией.

События последних месяцев, связанные с лидерами Евросоюза, позволяют предположить, что некоторые перемены в их позиции не исключены. После визитов в нашу страну канцлера ФРГ Ангелы Меркель и верховного представителя ЕС по иностранным делам Федерики Могерини можно уверенно говорить о том, что даже символическая дипломатическая изоляция России, которая была с момента кризиса на Украине, закончилась. Если все пойдет, как идет, страну больше не будут исключать из каких-либо международных организаций и, что более важно, старые санкции не будут ужесточаться так, чтобы они действительно создали серьезную проблему российской экономике. В глазах ведущих государств ЕС не формально, но фактически Владимир Путин окончательно перешел в разряд «рукопожатых» политиков, с которым можно и нужно иметь дело.

Разумеется, прощать Россию никто не собирается и об этом напомнил во время визита российского лидера в Париж новый президент Франции Эммануэль Макрон, который, видимо, примеривает на себя роль «плохого полицейского» в диалоге с Москвой. От нашей страны по-прежнему требуют выполнения договоренностей в Минске, а значит, споры о том, что считать таким выполнением так или иначе предстоят. Но в ЕС последнее время всё настойчивее дают понять, что на Украине свет клином не сошелся. Об этом на днях напомнила Меркель. Выступая на региональном партийном съезде Христианско-демократического союза, она заявила, что при всех претензиях к Москве, поддерживает сближение России и европейского экономического пространства, с тем, чтобы, как она выразилась, «у нас в конечном счете была единая экономическая зона от Владивостока до Лиссабона».

Определенные шансы на изменение политики ЕС дают и нелегкие взаимоотношения этой организации с новым президентом США Дональдом Трампом. Как известно, Евросоюз достаточно неохотно вмешивался в ситуацию, касающуюся Украины. Здесь традиционно роль ведущего играли американцы, а европейцы были ведомыми.

Можно напомнить, например, что само соглашение об ассоциации Украины и ЕС, с которого, собственно, и началось падение власти Виктора Януковича, было принято Европой в значительной мере благодаря усилиям Барака Обамы. Отношения же с его преемником у Евросоюза явно не сложились. Взаимных претензий у Трампа и ЕС накопилось много. К тому же новый американский президент рассматривает украинский вопрос, как нечто, находящееся в компетенции Евросоюза. В этих условиях ЕС получает значительную свободу действий.

Как он ей воспользуется – покажет ближайшее время. А пока можно согласиться с Чижовым, который, признав большую вероятность отмены санкций, затруднился сказать, когда именно европейцы придут (если придут) к данному решению. «Произойдет ли это в июне или через шесть месяцев – это уже из сферы гадания», - сказал он.