Трансграничные стимулы в мировых IT

Анна Нестерова
13 июня 2017, 16:16

Россия занимает 10-е место по экспорту информационных технологий в мире, в данном случае будет уместно сказать «лишь десятое». Опыт Индии, Филиппин и Бразилии, взятый в качестве примера, показывает, что нужно сделать в плане экономической политики, чтобы страна, а значит а отечественные компании смогли подняться выше. Причем это вовсе не исключает мер поддержки IT-компаний, ориентированных на внутренний рынок

ТАСС Автор: Юрий Смитюк
Продвижение российских информационных технологий в мир происходило, конечно, и на ПМЭФ-2017
Читайте Monocle.ru в

Развитие наукоемких отраслей является основным драйвером повышения эффективности производства, а в эпоху, когда информационные технологии открывают новые перспективы для ведения бизнеса на международном уровне, стимулирование сектора IT-услуг занимает особое место в экономической политике.

Есть несколько примеров, когда развивающимся странам удавалось построить сильный научно-технологический комплекс в короткие сроки. Филиппины занимают второе место, после Индии, по доле в мировом экспорте информационных услуг. Бразилия стала не только основным экспортером IT-услуг в Латинской Америке, но и значительным конкурентом своих северных соседей – всё больше американских технологических компаний переносит свои офисы в Бразилию из-за низких издержек.

Индия: люди и парки

С начала 2000-х гг. Индия прочно закрепилась на мировом рынке IT-услуг. Бурное развитие этого сектора в Индии некоторые исследователи называют новым чудом, технологическим, хотя плодородная база для будущего роста была заложена ещё в 1980-х гг. Основным фактором развития такой специфичной сферы является высококвалифицированный человеческий капитал. Количество учебных заведений со специализацией в инженерно-технических областях выросло с 246 в 1987 году до 1100 в 2003 году, а количество выпускников технологических специальностей выросло более чем в 7 раз: если в 1985 году на миллион населения приходилось лишь 59 выпускников с дипломом в сфере IT, то к 2003 году их число увеличилось до 450.

Однако при подготовке квалифицированных специалистов всегда существует опасность «утечки мозгов», что является основной тенденцией в миграции развивающихся стран на данный момент, поэтому важно создавать комфортные условия работы. Для привлечения иностранных компаний на рынок Индии с 1986 года при поддержке правительства стали создаваться технологические парки, которые предоставляют места компаниям, производящим программное обеспечение исключительно на экспорт.

Помимо офисных помещений со всей нужной инфраструктурой, в том числе выделенными линиями спутникового Интернета, технопарки предоставляют целый спектр услуг: консультационную и маркетинговую поддержку, анализ рынка и программы развития персонала. А для снижения транзакционных издержек был создан «оne-stop-shop» - единый центр обслуживания, который предлагал сертификацию, одобрение проектов, оценку стоимости и помощь в беспошлинном импорте физического оборудования. Вдобавок для компаний, располагавших свои подразделения в технопарках, были введены налоговые послабления.

Позже к участию в развитии технопарков были приглашены и частные инвесторы, и с 1992 года реализация подобных проектов была разрешена по всей Индии. Была создана Ассоциация IT-компаний (The National Association of Software and Services Companies (NASSCOM)) для продвижения брендов за рубежом и поиска новых инвесторов. На данный момент в ассоциации состоят более 250 компаний. 

Филиппины: снижение издержек через снижение налогов

Бывшая зависимая территория США начала развитие телекоммуникационного сектора ещё в 1990-х, а к середине 2000-х заняла лидирующую позицию на рынке аутсорсинга бизнес процессов после Индии (37%) и Канады (27%) с общим весом в 15%.[1] Такому значительному росту экспорта информационных услуг способствовало несколько факторов.

В первую очередь, историческая близость правовых и образовательных институтов к американским и высокий процент сотрудников, владеющих английским языком, сняли часть барьеров на выход Филиппин на мировой рынок, а дешевая рабочая сила сделала аутсорсинг более привлекательным для компаний. Другим благоприятным фактором стали низкие телекоммуникационные издержки: после проведенной в 1993 году либерализации сектора повышенная конкуренция благоприятно повлияла на качество услуг и эффективность оперирующих компаний.

Более того, снижение издержек было поддержано на законодательном уровне. Основной технологией, использующейся для предоставления услуг call-центров, является IP-телефония, которую признали услугой с добавленной стоимостью, что снизило себестоимость минуты разговора с 0.40$ США до 0.02$ США. Значительное распространение получили call-центры. Для развития этого сектора негосударственная Ассоциация информационных технологий и бизнес аутсорсинга стала привлекать иностранные инвестиции для открытия Городов следующего поколения (Next Wave Cities), где располагались площадки для бизнеса с call-центрами.

Также на государственном уровне была запущена программа привлечения инвестиций в приоритетные для экономики сектора (Investment Priorities Plan): от местного агробизнеса, создающего дополнительные рабочие места, до наукоёмких отраслей, инвестирующих в R&D. Благодаря этой программе компании могут получить налоговые каникулы до 8 лет, освобождение от пошлин для покупки сырья заграницей и снижение налогов на сумму, эквивалентную 50% от всех затрат на заработную плату работников.

Для экспортеров, не включенных в список приоритетных инвестиционных проектов, также существуют значительные налоговые послабления. Однако для их получения национальная компания должна экспортировать более 50% продукции, а компания с участием иностранного капитала - до 70% продукции. Вместе с тем, для компаний, располагающихся в особых экономических зонах или зонах туристического предпринимательства (tourism enterprise zones), предоставляются дополнительные налоговые послабления в виде 5% от налога на валовую выручку предприятий при условии экспорта 70% продукции.

Бразилия: вперед, за рубеж

Вопреки исторической специализации экономики Бразилии на экспорте аграрной продукции, в стране успешно развивается экспорт услуг, в особенности сферы разработки программного обеспечения. Правительство Бразилии оказывает финансовую поддержку и продвигает интересы экспортеров на государственном уровне.

Продвижением национальных брендов за рубежом занимается Агентство по развитию экспорта и инвестиций (Agência Brasileira de Promoção de Exportações e Investimentos, ApexBrasil). Бразильский Банк Развития (Banco Nacional de Desenvolvimento Econômico e Social, BNDES) предоставляет финансовую поддержку IT-компаниям через следующие основные инструменты:

  • Финансирование отдельных проектов
  • Помощь в разработке финансового плана
  • Безвозмездно финансирование для исследовательских проектов
  • Участие в подписке на ценные бумаги

Также существуют значительные финансовые послабления для технологических компаний, экспортирующих до 80% своей продукции. Благодаря особому налоговому режиму для информационного сектора (Regime Especial de Tributação para a Plataforma de Exportação de Serviços de Tecnologia da Informação), компании могут получить налоговые каникулы сроком до 5 лет, а также нулевые ставки по налогам, касающимся импорта материалов и оборудования. Принятый в 2005 году Закон о внедрении технологических инноваций (Law of Technological Innovation) установил значительные налоговые вычеты для компаний, которые получают часть прибыли за счет инвестиций в R&D.

Россия: все впереди

В России уже существуют программы поддержки сектора телекоммуникационных технологий, хотя на мировом рынке Россия не занимает лидирующей позиции в экспорте информационных услуг: по данным ВТО, Россия занимает лишь 10 место по экспорту информационных технологий в мире.

Помимо страховых послаблений на национальном уровне – ставки для IT-сектора снижены по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, обсуждается возможность снижения налогового бремени для компаний, занимающихся разработками в сфере информационных технологий. В дополнение к фискальным мерам идет привлечение инвестиций в технопарки.

Сейчас как на государственном уровне, так и в бизнес кругах активно обсуждается открытие Иннополиса под Казанью – российской версии Кремниевой долины, где помимо офисов компаний будут также располагаться исследовательские центры и университет. Согласно данным Портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса, на данный момент в России существует 60 технопарков и в разработке находятся ещё 125 проектов, многие из которых инициатива частных компаний.

Поддержка малого и среднего бизнеса также выступает в качестве отдельной повестки в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации до 2025 года». Усиление МСП в сфере электронных коммуникаций позволит сбалансировать структуру сектора.

Однако, этих мер очевидно недостаточно для выхода российских IT-компаний на международный рынок. Опыт вышеупомянутых стран показывает эффективность стимулирования экспорта через определение порогового уровня трансграничных продаж, при котором предоставляются налоговые послабления. Таким образом налоговые стимулы для компаний, уже присутствующих на мировом рынке, помогут увеличить экспортные мощности.

А поддержка для компаний, ориентированных на внутренний рынок, должна включать беспошлинный импорт оборудования и упрощение процесса привлечения иностранных инвестиций. Например, успех индийских технопарков демонстрирует важность поддержки не только специалистов, но и иностранных инвестиций, что в российском опыте возможно через создание особых экономических зон.

«»

Применение более широкого спектра мер для развития информационных технологий поможет вывести на мировой уровень помимо крупных игроков российского рынка IT также малый и средний бизнес.

О других аспектах поддержки новых технологий в РФ читайте в статье «Продвинутая реальность» (журнал «Эксперт» №24 (1033) 12 июня 2017).

[1] По данным Всемирного Банка