Дональд Трамп не дает скучать планете. Причем, делает это так часто, что он сейчас вне всяких сомнений - главный ньюсмейкер планеты. Вчера американский президент в очередной раз всех «встряхнул» - выходом из Парижского соглашения по климату. Потренировавшись на Транстихоокеанском партнерстве, он заявил о выходе Америки из климатического соглашения. Сам президент утверждает, что хочет провести новые переговоры по участию в нем на новых, более благоприятных для американцев условиях, но все, конечно, понимают, что фактически речь идет о выходе. Едва ли остальные страны захотят пусть даже из-за США вновь начинать кропотливую, трудную и многолетнюю работу над новым соглашением и отказываться от старого, работа над которым заняла не один год.
В декабре 2015 года в Париже соглашение по климату подписали 195 государств, т.е. практически все страны, за исключением Сирии и Никарагуа. Теперь к «отказникам» прибавились США.
Конечно, Америка не сможет в одночасье покинуть столь обширное соглашение. Выход может затянуться на годы. Согласно условиям Парижского соглашения, официальное заявление о выходе Вашингтон может подать лишь в 2019 году и лишь через год, т.е. в 2020 г. США перестанут быть участницей Парижского соглашения. При этом следует помнить, что как следующий президент США, так и сам Дональд Трамп может передумать и вернуться в соглашение.
Объясняя решение о выходе, Дональд Трамп заявил, что он – президент Соединенных Штатов и поэтому должен защищать интересы не парижан, а жителей, скажем, Питтсбурга. Этим он дал понять, что Парижское соглашение, по которому Вашингтон пообещал снизить выбросы углекислого газа в атмосферу к 2025 году на 26-28% по сравнению с 2005 г., Америке невыгодно.
Конечно, причины решения президента США намного сложнее, чем простое решение защитить американских налогоплательщиков, большинство которых, к слову, соглашение по климату поддерживают. Для начала следует разобраться с тем, кому выгоден выход. Ответ лежит на поверхности. В первую очередь, выход Америки из Парижского соглашения выгоден «углеродным», т.е. добывающим или работающим на ископаемых видах топлива секторам экономики: угольному, нефтегазовому, тяжелому машиностроению и т.д. В целом, это, конечно, верно, хотя имеются и нюансы. Например, согласно одному из недавних исследований в солнечной энергетике в США сейчас задействовано больше людей, чем в угольной промышленности. Специалисты из Минэнерго США не поленились и даже сделали расчеты. Оказалось, что тех, кто изготавливает, устанавливает и следит за работой солнечных панелей вдвое больше, чем шахтеров. К тому же, рост добычи угля после выхода Америки из соглашения может и не привести к ожидаемому в Белом доме росту количества рабочих мест из-за растущей автоматизации производства.
Нетрудно ответить и на вопрос, кому невыгоден выход США из соглашения. Это, конечно же, все и всё, кто и что связано с альтернативными источниками энергии, и низкоуглеродные сектора экономики. Не удивительно, что акции «солнечных» компаний, включая крупнейшего в мире производителя солнечных панелей - JinkoSolar Holding Co., после выступления Дональда Трампа в саду Белого дома упали.
США считаются мировым лидером в разработке высокотехнологических и экологически чистых энергетических технологий. Выход из соглашения заставит многие компании хорошо подумать, прежде чем вкладывать деньги в разработку новых технологий. Это, в свою очередь, даст возможность другим странам и, в первую очередь, Китаю догнать и, не исключено, перегнать Америку в этой области.
Участие в соглашении, по словам президента США, будет стоить Америке к 2025 году 2,7 млн рабочих мест. Сторонники Трампа и в частности консалтинговая компания NERA Economic Consulting утверждают, что в следующие четверть века США потеряют 3 трлн долларов в ВВП и 6,5 млн рабочих мест. Однако аргументы Трампа о спасении рабочих мест дома выглядят не убедительно. Торговые войны, которые вполне могут начаться после выхода Америки из Парижского соглашения, все новые рабочие места уничтожат. После 2020 года, а может, и раньше возникнет высокая вероятность того, что Китай, например, введет высокие тарифы на ввозимые товары и изделия, произведенные американскими компаниями. Вполне вероятно, что примеру Пекина последуют и другие страны. Не приходится удивляться, что в общей сложности 25 компаний, включая и таких гигантов, как Intel, Microsoft и PG&E Corp., написали на целой рекламной странице Wall Street Journal открытое письмо в защиту Парижского соглашения по климату.
Имеется и еще одна причина выхода Америки из Парижского соглашения, более скрытая, чем рабочие места и тарифы. Речь идет о фонде, деньги которого будут финансировать переход на альтернативные источники энергии и которые будут распределяться среди производителей «зеленой» энергии, в т.ч. и в развитых странах. На счетах Зеленого климатического фонда (GCF), штаб-квартира которого находится в южнокорейском Инчхоне, со временем должны аккумулироваться 10,3 млрд долларов. Почти треть из них – 3 млрд Барак Обама обещал дать в течение четырех лет. Причем, как следует из выступления Дональда Трампа, 1 млрд Вашингтон уже перечислил.
GCF будет распределять деньги по проектам. Естественно, за эти деньги будет идти яростная борьба между странами и корпорациями. Учитывая лидерство США в разработке новых энергетических технологий, очевидно, что многочисленные американские компании, которые идут в авангарде «зеленой» революции, теперь не смогут рассчитывать на гранты GCF. Отношение американского бизнеса к выходу США из Парижского соглашения неоднозначное. Немало бизнесменов, а бизнес, по крайней мере, так считается, в основе своей по понятным причинам Трампа поддерживает, может перейти в стан его противников. В качестве примера можно привести известного миллиардера и сторонника «зеленой» энергетики Илона Маска, владельца Tesla, специализирующейся на выпуске экологически чистых автомобилей и, в первую очередь, электромобилей, и SpaceX. Обе крупнейшие компании Маска вполне могли рассчитывать на получение грантов, теперь же они, естественно, окажутся в числе проигравших. Маск еще какой-нибудь месяц назад был обеими руками за Дональда Трампа и даже состоял в нескольких советах при Белом доме, которые занимаются созданием рабочих мест в высокотехнологических секторах, стратегическим планированием и развитием инфраструктуры. После выступления 45-го президента миллиардер из всех советов вышел. Любопытно, что согласно многочисленным источникам, ближайшее окружение президента Трампа тоже раскололось по «климатическому» вопросу. Известно, например, что Ианвка Трамп и Джаред Кушнер Парижское соглашение поддерживают.