Банки обменяются черными списками клиентов

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 июня 2017, 13:00

Кирилл Кухмарь/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

26 июня должен полноценно заработать механизм обмена информацией между финансовыми организациями, ЦБ и Росфинмониторингом о клиентах, которым было ранее отказано в обслуживании или проведении операций. Система такого взаимодействия разрабатывалась в последние несколько лет. Ее целью было дать финансистам дополнительный инструмент для более качественной оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в отношении клиентов — как физических, так и юридических лиц.

Однако, как пишет РБК, 21 июня ЦБ опубликовал в «Вестнике Банка России» информационное письмо «Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом». В документе за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина банкам и иным финансовым организациям указано, что сведения об отказе в обслуживании клиента или проведении операций в одном банке необязательно должны становиться причиной для отказа от его обслуживания в другой финансовой организации.

С одной стороны, банки теперь обязаны применять риск-ориентированный подход к клиентам, при этом «подозрительные» списки не должны быть стоп-листами, так как  оценки одного и того же клиента от банка к банку могут разниться по причинам отличия операций клиента, его продуктов, лимитов и т.д. 

Банковская система становится все более централизованной, ключевую роль в отрасли начинают играть госбанки, которые хотят как можно лучше контролировать денежные потоки, объясняет генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. У них для этого масса возможностей, начиная с административного ресурса, финансового ресурса и заканчивая клиентскими базами и офисами коммерческих банков, которые лишились лицензии. Единая база учета всех банковских клиентов — это давняя мечта крупнейших банков и регулятора, которая позволила бы им полностью, досконально знать происхождение большинства денежных потоков, иметь возможность идентифицировать любого клиента и проследить любую связь между клиентами разных банков. Обмен «черными» списками клиентов — это первый шаг в этой стратегии. Вкупе с постепенной отменой наличного денежного обращения это позволило бы существенно снизить обороты теневого сектора, а то и вовсе его победить.

С точки зрения государства это правильно и полезно, а с точки зрения малого и среднего бизнеса — губительно, так как механизмы оценки «благонадежности» транзакций всегда будут далеки от совершенства, и часть совершенно легального бизнеса будет вынуждена закрыться или уйти в тень только потому, что банки отказываются их обслуживать. По мнению эксперта, на горизонте в 10 лет это может привести к ежегодному снижению роста ВВП на 0,5-0,7%. И такой сценарий на сегодня наиболее вероятен. В этом смысле интересно наблюдать, как банки из организаций, предоставляющих финансовые услуги, превращаются в организации, диктующие условия и правила работы для предприятий, которые они обслуживают.

В борьбе с теневым сектором важно соблюдать баланс — слишком малые усилия приведут к расцвету теневого сектора и угнетению белого сектора, снижению экономического роста, констатирует Александр Шустов. Слишком сильные усилия приведут к бегству капитала, которое принимает различные формы: от трансграничного бегства до технологичного, в виде ухода в различные формальные и неформальные платежные системы, криптовалюты, квази-деньги. Развитие информационных технологий привело к тому, что капитал не так-то просто зажать рамками регулирования, особенного национального. В качестве примера — в Китае именно жесткое регулирование привело к росту популярности криптовалют, которые потом были легализованы в Японии, а сейчас постепенно начинают завоевывать Азию целиком. 

Запуск системы обмена данными между банками о неблагонадежных клиентах, по мнению, идет в тренде последних инициатив, говорит Александр Егоров, ведущий аналитик ГК TeleTrade. Кредитные организации в непростых экономических условиях, когда есть высокий риск роста невозвратов долгов, пытаются улучшить скорринг клиентов, в том числе подобными методами. Более того, это первый шаг к формированию более глобальной системы, о которой неоднократно упоминалось и которая, возможно, в ближайшем будущем будет реализована, а именно создание единого кредитного лимита. Когда кредитная организация определяет максимальную сумму, которую готова предоставить клиенту в целом, а не по отдельным продуктам. Заёмщик сам определяет, в какой форме взять заем. Возможно, это будет реализовано на практике не в каждом отдельном банке, а на всей системе в целом. 

В свою очередь, у государства также есть заинтересованность в объединении базы данных неблагонадежных клиентов, добавляет эксперт. С одной стороны, опять же, этот шаг может снизить закредитованность населения, а с другой, даст кредитным организациям дополнительный инструмент для более качественной оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, как физических лиц, так и юридических.