Сражайся, Бахубали, сражайся!

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
28 июня 2017, 14:51

Фильм-открытие московского кинофестиваля «Бахубали. Завершение» демонстрирует новый уровень индийского кино.

Индийский кинематограф всегда был примером возможности развиваться в пределах внутреннего рынка и оставаться неподверженным никаким влияниям. В глазах европейцев он всегда выглядел и продолжает выглядеть излишне эмоциональным и фантастическим. Его необычайная популярность в России сошла на нет сразу после массового видеовторжения американского кино во второй половине восьмидесятых. Столь любимые всеми индийские песни и танцы стали только усиливать впечатление неправдоподобности происходящего на киноэкране. По сей день к бросающимся в глаза недостаткам индийского кино можно отнести его небрежность к деталям. В нем то и дело можно столкнуться с логическими ошибками. В массовых сценах часто можно разглядеть каких-то случайных плохо загримированных людей. Почти всегда бросается в глаза нехватка бюджета. Графика производит впечатление сделанной наспех и задешево. Если женщины еще в состоянии пленить своей экзотической красотой, то мужчины так сильно выбиваются из общепринятых визуальных стандартов, что от зрителя требуются дополнительных усилия, чтобы привыкнуть к их лицам.

Все это не мешает индусам браться за большие проекты.  Они могут запросто запустить сериал, количество серий в котором исчисляется сотнями. Бюджет самого дорого сериала в Индии «Махабхарата» превышает сумму в 20 миллионов долларов, количество серий – 267. «Бахубали» — самый большой индийский проект, ориентированный на кинопрокат. Заявленный бюджет — 18,5 миллионов долларов. У себя на родине он стал коммерческим суперхитом. Прокат в США первой части фильма принес его создателям 6,7 миллионов. Что само по себе поразительно — ни один из российских фильмов не может похвастать тем, что собрал больше в североамериканском кинопрокате. Создателям «Бахубали» удалось добиться того, что их фильм почти приблизился к голливудским драматургическим и техническим стандартам, оставив все свои достоинства при себе, включая неизменные песни и танцы. Главный герой использует их для того, чтобы превратить главную героиню из женщины-воина в обольстительную красавицу.

Песня и танец в "Бахубали. Начало" воспринимаются как нечто органичное. Получилось почти как в "Ла-Ла Ленд", где сюжет и стиль изложения основного сюжета можно расценивать как излишне реалистичные для того, чтобы их синтезировать с жанром мюзикла. "Бахубали" — по общепринятым стандартам слишком фэнтази, чтобы в нем еще и петь. Но он вышел на экраны, когда зритель как никогда восприимчив к жанровым экспериментам. К их числу можно отнести и вольное обращение с предысторией основных событий. Фидбэк начинается едва ли не в середине и продолжается почти до самого его конца. Именно в этой части фильма происходит кульминация: битва армии царства Махишмати с демонообразными воинами Каллакеи. В этом мы видим всю силу новейшего кинематографа Индии. Битва поражает своими масштабами: в схватке сходятся десятки тысяч воинов, и все экранное время, пока она длится, режиссеру Шрисаилу Раджамули удается поддерживать визуальное впечатление масштабности действия, которое в зрелищности не уступает лучшим голливудским образцам.

Батальная сцена и есть главное достояние "Бахубали". В ней два наследника на царский престол одновременно и сражаются с врагом и показывают собственную доблесть - от того, как они проявят себя в ней зависят их шансы на престол. В отличие от европейцев, которые в батальных сценах стремятся к максимальному насыщенности действия, делая акцент на тактических решениях противников и индивидуальных поединках, то индусы любят в дополнение к всему продемонстрировать как работает стратегия каждой из сторон. И это еще одна сюжетная линия, с помощью которой создатели фильма усложняют драматургическую конструкцию батальной сцены. Соперничество двух братьев — классическая сюжетная схема, прописанная еще в "Махабхарате", которая позволяет индийским драматургам на протяжении многих тысяч лет сочинять увлекательные повествования. Она универсальна и способна воздействовать на зрителей всех континентов. «Бахубали» — наглядное тому доказательство.