На заднем дворе Америки

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
7 июня 2017, 10:01

РФ и КНР успешно осваивают Карибское море и Мексиканский залив, оказывая странам региона гуманитарную, экономическую, финансовую и военную помощь.

AP/TASS

Россия заменила в качестве поставщика нефти для Кубы Венесуэлу, которая из-за кризиса сейчас не может так же, как последние пару десятилетий продавать Гаване нефть по сильно заниженным ценам. Москва не отказала старому другу в поддержке, когда Гавана обратилась к ней за помощью. В начале мая на Кубу прибыл российский танкер с нефтью, которой Острову свободы должно хватить на три месяца. Это была первая за долгие годы поставка энергоносителей Кубе от России, которая после развала СССР была вынуждена забыть о старых друзьях. Москва решила вернуть влияние в регионе и строит сейчас станцию по слежению за спутниками в Манагуа. Кроме расконсервирования военных баз времен Советского Союза, немного окрепшая Россия намерена возобновить экономические связи со странами региона и даже оказывать им финансовую и иную помощь. Кремль, например, предложил коммунистическому руководству Кубы восстановить здание парламента в Гаване, как две капли воды похожее на вашингтонский Капитолий.

«Русские тем самым говорят гринго: «Осторожнее, мы можем прийти к вам на задний двор»!- объясняет ситуацию агентству Bloomberg Хорхе Пиньон, директор Энергетической программы стран Латинской Америки и Карибского бассейна при университете Техаса в Остине. По его расчетам, стоимость российской нефти для Кубы превышает 100 млн долларов.- Танкер с нефтью может стать первым строительным блоком в долгосрочной инвестиционной программе России в регионе».

Китай тоже не забывает о Латинской Америке и Карибском бассейне. За последние пять лет китайские компании, по данным Американского института предпринимательства, вложили в регион 6 млрд долларов. Интересы Пекина также носят не только экономический характер. Китайское правительство хочет убедить Доминиканскую Республику и 10 других стран региона последовать примеру Коста-Рики и разорвать дипломатические отношения с Тайванем, который считает своей территорией. В январе 2017 года тайваньский президент Цай Иньвэнь совершила визиты в Никарагуа, Гондурас, Гватемалу и Сальвадор. Но в ближайшие один-два года число стран, перешедших от Тайбэя к Пекину увеличится. Сейчас к китайским миллиардам, которые бурным потоком льются в регион и лучше любых слов доказывают, кто «настоящий друг», прибавится и так называемый «фактор Трампа». Речь идет о переносе акцента новой администрацией с внешней на внутреннюю политику, что выражается, в первую очередь, в сокращении помощи и присутствия.

«Россия и Китай понимают геополитическое значение региона ввиду его близости к США,- говорит профессор политологии Института стратегических исследований в Карлайле, штат Пенсильвания, Эван Эллис.- Разница в их подходе состоит лишь в том, что Пекин пытается мягко строить влияние при помощи экономики. Москва же действует жестче, словно хочет спровоцировать». 

Посол России в Гайане и нескольких маленьких странах Карибского бассейна Николай Смирнов не согласен с мнением западных политологов, что Россия, усиливая свое присутствие в регионе, хочет спровоцировать Вашингтон. Он обращает внимание на большой потенциал для сотрудничества Москвы и стран региона в борьбе с глобальным потеплением и наркоторговлей, а также в торговле. По словам посла, современная Россия не делает особой разницы между большими и маленькими странами, когда речь заходит об экономическом и политическом сотрудничестве.

«Наша позиция не подразумевает ущемление чьих-то интересов и отношений»,- говорит Николай Смирнов.

Соединенные Штаты, по крайней мере, пока доминируют в регионе. В прошлом году объем торговли со странами Латинской и Центральной Америки, согласно данным Бюро переписи населения США, составил 80 млрд долларов. Америка также является крупнейшим инвестором региона. В 2015 году прямые инвестиции американских компаний превысили 18 млрд долларов, по данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна. Однако в бюджете США, недавно предложенном Белым домом Конгрессу США, предусматривается сокращение помощи странам Центральноамериканского региона почти на 40%.

Россия же тем временем наращивает помощь маленьким бедным странам региона. К примеру, Москва списала долг Кубе в размере 32 млрд долларов. Китайские компании инвестируют миллионы долларов в строительство гостиниц на Барбадосе и электростанций на Гаити. На Ямайке в прошлом году открылась дорога, которая называется в народе «Пекинское шоссе». Стоимость проекта составила 730 млн долларов. Подобные проекты можно перечислять долго.

В апреле 2017 года адмирал Курт Тидд, глава Южного командования ВС США, рассказал Конгрессу о своих тревогах по поводу применения Китаем в регионе мягкой силы и растущего присутствия российских военных.

«Даже добрая с виду деятельность,- считает он,- может привести к созданию негативного влияния».

Примером такого влияния адмирал Тидд считает Никарагуа. После того, как два года назад Москва и Манагуа договорились расширить военное сотрудничество, российские военные корабли неоднократно заходили в никарагуанские порты. Россия поставляет Никарагуа танки, военные самолеты и вертолеты и оружие. Скоро начнет работать станция слежения за спутниками. Она находится недалеко от посольства США. В Вашингтоне опасаются, что при помощи этой станции Москва может шпионить за США и их союзниками.

Руководство Америки, того не желая, подыгрывает России. В начале мая президент Трамп подписал указ, резко сокращающий помощь странам, признавшим Южную Осетию и Абхазию. В черный список попали и Никарагуа.