Слухи о том, что Киев намерен принять законопроект о реинтеграции Донбасса, ходят уже несколько недель. Отдельные депутаты уже цитировали избранные отрывки, и вот украинские издания наконец-то выложили его в полном виде. И у многих после прочтения возникли вопросы, главный из которых звучит как «и где тут реинтеграция»?
Оккупация с отношениями
Самым важным пунктом законопроекта является, безусловно, искажение сути конфликта на Донбассе. В документе говорится о том, что Россия «осуществляет вооруженную агрессию против Украины» и «временную оккупацию» территорий страны «с помощью Вооруженных сил Российской Федерации». Это, как ни странно, новшество – несмотря на регулярные заявления о российских оккупантах на Донбассе Украина до этого не закрепляла данный термин юридически. В этой связи возникают два вопроса. Во-первых, как можно принимать закон с такой формулировкой, когда заместитель украинского министра по делам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука прямым текстом заявил, что «мы не можем пока, несмотря на все старания, юридически доказать присутствие на Донбассе регулярной российской армии»? Во-вторых, если Украина все-таки принимает закон, в котором часть ее территории называется оккупированной со стороны Российской Федерации, то может все-таки пора разрывать дипотношения и объявлять России наконец-то войну?
Естественно, Киев это делать не собирается – воров там, конечно, много, но дураков нема. Тогда зачем «оккупация»? Причин несколько. Прежде всего, это подрыв Минска. Смысл Минских соглашений в том, что конфликт на Донбассе – это гражданский, внутриукраинский конфликт. И Киев должен решать его именно в этом ключе – то есть через переговоры с ополченцами, восстановление гуманитарных отношений, а также изменение основ украинского государства. Однако статус «оккупированных территорий» подразумевает, что «в Донбассе нет никаких повстанцев, борющихся за свои права, никаких законных требований по языку и другим вопросам, а есть только «оккупация». Понятно, что это очередная бумага, призванная в глазах мировой общественности закрепить этот термин», - уверен председатель комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. Более того, в статье 2 этого законопроекта Украина не признает легитимными органы ЛНР и ДНР, а также все решения, которые принимаются этими органами. А значит в принципе отказывается от диалога и реальной реинтеграции.
Власть и деньги
Реинтеграция в понимании украинских властей – это «освобождение территорий и восстановление конституционного строя», а также «защита прав и свобод людей, пострадавших от российской агрессии». Под последним понимается «содействие обеспечению их социально-экономических потребностей, восстановлению гуманитарных и культурных связей, доступа к украинским СМИ, национальных средств правовой защиты». Но означает ли это, что украинские власти намерены снимать режим экономической блокады ДНР и ЛНР? В этом есть очень большие сомнения.
Еще один смысл документа – усиление Порошенко. Президент получает возможность вводить режим военного положения в Донецкой и Луганской областях, а также привлекать ВСУ к решению возникающих проблем. Что дает ему очень широкие полномочия. Например, по отмене голосования на всем Донбассе в ходе досрочных выборах. Да и не только Донбасса – формулировка настолько расплывчатая, что под нее могут попасть и другие территории Юго-Востока.
Наконец, документ защищает украинскую репутацию и, что еще важнее, бюджет (он хотя бы есть). Называя территорию оккупированной, Украина «отказывается принимать иски в международные суды от граждан, проживающих на неконтролируемых территориях. Довольно много людей подают иски против Киева в международные инстанции относительно разрушения домов, причинения ущерба и так далее. Если эта территория будет признана оккупированной, подача таких исков станет невозможна. Украина будет настаивать на том, чтобы все претензии подавались к России», - отмечает украинский политолог Руслан Бортник.
Все против
Естественно, в Москве крайне негативно отнеслись к этому документу. «Законопроект о "реинтеграции Донбасса" есть полное и окончательное отторжение Минских соглашений. И как таковой не имеет ни малейшего шанса», - заявил российский сенатор Алексей Пушков. Не приняли его в народных республиках.
По всей видимости, не примут его в Европе. По мнению и.о. министра иностранных дел ДНР Натальи Никоноровой, Киеву «следует не вносить в парламент несогласованные законопроекты, тем более о реинтеграции с помощью Вооруженных сил Украины, а начать выполнять договоренности и предписания комплекса мер по выполнению минских соглашений в том порядке, который там указан: в консультациях и по согласованию с представителями республик».
Да, конечно, в администрации президента Порошенко говорят о том, что сейчас идут консультации, да и перенос голосования по документу на осень Александр Турчинов объяснил «необходимостью дополнительных консультаций с нашими стратегическими партнёрами». Однако «лидеры стран-участниц "нормандского формата" ясно выразили свою позицию — альтернативы "Минску" не существует, и Украина понимает, что оспорить данную позицию без конкретных аргументов не удастся, по крайней мере в ближайшее время», - уверен представитель ДНР Александр Костенко. «Европейская сторона настаивает на неукоснительном соблюдении минских договоренностей. Уже поэтому опубликованный украинский законопроект международной поддержки не получит», - уверен украинский политолог Михаил Погребинский. По его мнению, в Киеве понимают, что Европа против, и с помощью этого законопроекта хотят лишь продемонстрировать, что «на Украине появилась «партия войны», которая стремится резко обострить конфликт на Донбассе, поэтому Запад должен усилить давление на Москву и пойти на новые уступки Киеву». На такие вещи Европа уже давно не клюет. Хотелось бы надеяться.