Рынку недвижимости предрекли обвал из-за отзыва лицензий у банков

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
13 июля 2017, 12:02

Читайте Monocle.ru в

Как говорится в докладе департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ, предпринимаемые регулятором действия по оздоровлению банковского сектора, включающие отзыв лицензий, не оказали существенного влияния на конкуренцию среди кредитных организаций. Сокращение количества банков в результате проводимой Банком России политики оздоровления банковского сектора не оказало значимого отрицательного влияния на конкуренцию, говорится в документе.

Активная надзорная политика способствовала снижению волатильности корпоративного и розничного кредитования, поясняется в исследовании. По оценкам ЦБ, показатель системной стабильности возрос на 3,7% в розничном кредитовании и на 41% в корпоративном кредитовании.

И все же участники рынка считают, что ситуация далека от позитивной. Отзывы лицензий Банка России у малых и средних банков, вероятно, продолжатся, и это способно затронуть и более крупные банки, а также негативно повлиять на рынок недвижимости, падение цен на котором вследствие реализации системных рисков может достигнуть 20%, считают аналитики Райффайзенбанка.

Как пишет агентство «Прайм» со ссылкой на исследование банка, ликвидации или реструктуризации других банков (в том числе и крупных из топ-50), при которых незащищенные кредиторы теряют свои средства, вероятно, продолжатся (прежде всего, как ответ регулятора на недобросовестное поведение менеджмента и собственников). При этом потенциальный отток депозитов корпоративных клиентов из малых и средних банков может создать у них дефицит ликвидности.

Влияние политики отзыва лицензий сейчас имеет ограниченное влияние на экономику страны, полагает генеральный директор ИК "Форум" Роман Паршин. По его словам, фонд АСВ, из которого выплачиваются средства вкладчикам в рамках программы страхования вкладов, почти полностью наполнен кредитами ЦБ. Сейчас это сумма около 1.7 трлн рублей, и она растет. Но фактически, это просто эмиссионные деньги, которые вбрасываются в экономику в то время, когда «сгорают» депозиты и средства на счетах коммерческих организаций в тех банках, которые потеряли лицензию, а судя по динамике курса рубля за последние полтора года, этих эмиссионных денег было всегда немного больше, чем «сгоревших», но совсем немного. То есть соблюдается некий баланс между потерянными средствами физлиц и организаций и эмиссией.

Недвижимость действительно является популярным предметом залога, но на аукционах она реализуется обычно почти по рыночной цене, за вычетом 5-7%, напоминает эксперт. И там довольно сложно с правильным юридическим оформлением этой недвижимости, то есть не все физлица могут справиться с этим, и, скорее всего, эти 5% будут потрачены на юридическое сопровождение. Недвижимость слабо пользуется спросом, гораздо быстрее разбирают такие активы, как автомобили и оргтехнику. А общее снижение цен на рынке недвижимости и отсутствие спроса делают ее продажу через аукцион еще более медленной и сложной. Вряд ли это обрушит рынок.

С другой стороны, продолжает Роман Паршин, отзыв лицензий у банков из топ-50 может иметь такие системные последствия, которые сейчас сложно предсказать, там может быть сложная цепочка причинно-следственных связей, которая приведет к очередному шоку в экономике совершенно неожиданно. Чем меньше остается коммерческих крупных банков, и чем большую долю рынка занимают банки государственные, тем система в целом становится менее устойчивой и более восприимчивой к внешним шокам.

Для рынка недвижимости еще одним таким шоком становится запуск программы реновации, когда на рынок будет выведен огромный объем квадратных метров жилья в дополнение к 3 млн квадратных метров, уже имеющихся в наличии, а вдобавок — создается мега-девелопер, который будет обладать большой долей рынка и сможет демпинговать в силу своего административного ресурса. Это может привести к снижению цен на недвижимость на дополнительные 5-10% в течение полутора лет, и тогда, возможно, застройщикам придется продавать сегодняшние квартиры и офисы даже ниже себестоимости. Покупателям квартир остается только подождать еще какое-то время, чтобы сделать действительно выгодную покупку.

Действительно опасения Райффайзенбанка понять можно, признает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Рынок недвижимости тесно завязан на банковском кредитовании - крупные банки выступают обеспечителями строительства, они кредитуют дольщиков и в случае краха такого банка образуется сразу несколько проблем - недострой, масса недовольных дольщиков и вопросы решения в итоге лягут на плечи государства. В ряде регионов существуют программы с госучастием по реабилитации недостроев обанкротившихся застройщиков - государство вынуждено привлекать более надежных девелоперов и субсидировать почти половину проектов, чтобы не допустить социального и экономического взрыва.

Соответственно, указывает Антонов, при продолжении действующей политики ЦБ, ожидать позитивных сдвигов на рынке недвижимости в ближайшие годы мне стоит. Однако, скорее всего, все это приведет к определенному сужению банковского сектора, а также рынка недвижимости. То есть в дальнейшем в этой сфере будут присутствовать только крупные банки из топ-30 и застройщики с внушительным портфелем проектов. Однако, как известно проблемы текущих строек, которые могут пострадать от отзывов лицензий решать придется, как мы уже сказали выше, за счет бюджета.

Между тем, говорит эксперт, несмотря на реальные угрозы для рынка недвижимости и для банковского сектора в целом, нельзя исключать такой фактор как связи и влияние административного ресурса. Как известно, в ситуации с банком Югра ЦБ уже как минимум больше года знал о происходивших в банке проблемах. При этом видно, добавляет Алексей Антонов, что регулятор надеялся до последнего что банк удастся спасти. Соответственно, хочется высказать мысль, что активной волны введения временной администрации в банки произойти не сможет по той простой причине, что предварительно ЦБ будет пытаться уладить проблемы за закрытыми дверями и только крайние меры, как в случае Югры, Татфондбанка или Банка Москвы могут привести к такого рода последствиям. Но объективно, если отбросить вариант "закрытых переговоров", - многие банки могут оказаться в зоне риска.

Скорее всего, ожидает аналитик, в подобном заявлении "Райффайзенбанк" пытается выразить точку зрения большей части банковского сообщества и обратить внимание регулятора, что слишком активная политика по отзывам лицензий влияет в общей массе на замедление экономического процесса, что для России сейчас крайне актуально. По мнению Антонова, громких крахов банков как минимум до середины 2018 года не последует, а вот после оглашения результатов выборов президента, ожидаемо, может произойти много неожиданного - зависит от того как проголосуют и сменится ли аппарат правительства.