Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что поддерживает идею "плана Маршалла" для ускорения развития Украины. Идею предложили международные партнеры страны. Идея была предложена еще в марте на конгрессе Европейской народной партии (ЕНП). По замыслу ее авторов, именно подобный план спасет Украину от экономического краха, как это произошло в Западной Европе после 1945 года.
"Это очень хорошая идея. Мы ее отрабатывали еще в первом правительстве Яценюка с нашими европейскими партнерами, но каким-то образом это не состоялось, но я считаю, что это очень приемлемо. Европейская народная партия включила это в свои программные цели. Я бы хотел, чтобы она была реализована", - сказал Владимир Гройсман в эфире "112 Украина".
Идея о новом плане Маршалла, считает аналитик ГК «Телетрейд» Владимир Чернобай, достаточно смелая и, действительно, это могло быстать толчком для развития страны. Однако есть свои нюансы. Изначально “план Маршалла” был создан для расширения влияния США в мире. Америка раздавала кредиты европейским странам, тем самым они становились обязанными Вашингтону.
Для Украины набор кредитов - это уже обычное дело. На 2017 год страна уже должна около 63 млрд долл. и планирует к концу года еще получить от МВФ 3-3,5 млрд долл. При этом за период с 2018 по 2020 год необходимо будет погасить 18 млрд. долл. США, но пока денег на это нет, а брать необходимо. Вот почему в правительстве ищут варианты решения проблемы, отмечает эксперт. Однако без проведения реальных реформ в налоговой и пенсионных сферах никто "план Маршала" запускать не будет.
Вместе с тем, по мнению аналитика «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, под "планом Маршалла" для Украины господин Гройсман подразумевает несколько иной сценарий предоставления финансовой помощи стране, нежели ее западные партнеры. Очевидно, что в интересах Киева сейчас находится получение некоей безвозмездной помощи в виде предоставления торговых преференций и финансирования во всех секторах экономики, однако такой сценарий очевидным образом невыгоден никому из нынешних спонсоров украинской экономики.
Вариантов реализации планов помощи украинской экономике, носивших условное название «плана Маршалла», по аналогии с американско-канадской программой, реализовывавшейся в послевоенной Европе, в период с 2014 года было разработано великое множество, так что крайне сложно предположить, какой именно план столь сильно импонирует премьеру. Возможно, говорит эксперт, речь идет о самом масштабном и проработанном, который является не столько планом Маршалла, сколько планом Фирташа, поскольку по сути был разработан по инициативе украинского олигарха и при его непосредственном участии. Собственно этот план предполагает помощь Украине через помощь украинскому бизнесу.
Недостатков у этого плана немало, считает Кирилл Яковенко: помимо того, что основными бенефициарами такого плана являются именно украинские олигархи, получающие возможность усилить свое экономическое и политическое влияние на Украине и в Европе, он по сути требовал существенных реформ и больших финансовых вложений в том числе со стороны США. Последнее с учетом фактического сворачивания так называемого «Украинского проекта» новой администрацией Белого дома, конечно, вряд ли теперь возможно.
Очевидно, констатирует аналитик, что Киеву нужен новый план, причем срочно. До конца текущего года стране предстоит погасить долгов на 1,4 млрд долларов, еще 2 млрд долларов отдать в виде процентов по ранее сформированным долговым обязательствами, и это без учета 3 млрд долларов долга перед РФ. Но это мелочи, с учетом выплат в перспективе. Пока что Украина лишь начинает выплаты по долгам, формирование которых пришлось на первые годы власти администрации Порошенко. На тот момент внешний долг Украины составлял 22 млрд долларов, что уже на тот момент представлялось непосильной ношей для бюджета. Сейчас, всего за три года, долг вырос до 74,3 млрд долларов из которых 62,1 долларов - это долги непосредственно государства. И эти долги, сформированные за счет траншей и размещений долговых обязательств на рынке под 7,5% придется погашать уже ближайшей перспективе.
Не будет преувеличением сказать, что сейчас Украина одной ногой уже находится в глубочайшей долговой яме, только до конца 2019 года стране придется где-то найти еще 14 млрд долларов, и, очевидно, что траншей МВФ для этого не хватит, не сможет Украина и наращивать высокими темпами объемы заимствований на рынке: в следующем году страна планирует занять на 2 млрд долларов, однако ставки с каждым новым займом должны расти вместе с рисками дефолта, в противном случае покупать долги страны в преддефолтном состоянии никто не будет даже из соображений гуманности, а даже текущие ставки 7,5% для Украины - это очень и очень много.
Поиск альтернативных источников финансирования, судя по всему, для правительства сейчас является основным приоритетом. Евроинтеграция и безвизовый режим- это, конечно, хорошо, но что от них толку, если в стране банально нет денег? К сожалению, вместо реальных планов развития экономики Гройсман в очередной раз поворачивается на запад и протягивает руку, рассчитывая, что деньги будут в очередной раз просто подарены, но это вряд ли произойдет. План Маршалла для Украины - предприятие крайне затратное и требующее массированных денежных вливаний во все сектора экономики государства, уверен Яковенко. Такие деньги есть у США, но Трамп, в отличие от Обамы, никакого видимого интереса к Украине не проявляет, более того, урезает финансирование украинского проекта.