Соцвыплаты в России не доходят до нуждающихся

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
18 июля 2017, 13:42

Кирилл Кухмарь/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП и по числу выплат и льгот является мировым лидером. Но разнообразная и дорогая помощь малоэффективна в борьбе с бедностью. Сейчас, пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад, посвященный эффективности соцподдержки Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), соцподдержку получают 65% россиян, в том числе 84% малоимущих. Федеральных выплат и льгот около 800, и еще в среднем 100 – в каждом регионе.

Но из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах беднейших в среднем по регионам не превышает 2%.

Соцподдержка оказывается в основном не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством: на это тратится свыше 700 млрд руб. На социальные пакеты военных и госслужащих уходит почти 12% средств в регионах и на федеральном уровне, подсчитали авторы доклада.

Больше всего регионы тратят на поддержку ветеранов труда – это не только деньги, но и натуральные льготы: на оплату жилья и проезд. Но бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране, а когда нужно снижать расходы, регионы сокращают расходы не на ветеранов, а на поддержку семей с детьми. Есть и необъяснимые выплаты: бесплатный проезд курсантам в городском транспорте, жилье победительнице конкурса «Краса России». На реальную социальную поддержку идет не 3% ВВП, а только около 1,9% ВВП (или 1,5 трлн руб.). Снизить бедность помогло бы повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости, но адресными мерами охвачено только 13% россиян, оценивают эксперты НИФИ, в том числе 10% небедных людей.

С формальной точки зрения в России и все хорошо, отмечает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. Россия по Конституции - социальное государство. Социальные выплаты есть в каждом регионе, иногда они даже адресные и действительно доходят до адресата. Но это лишь капля в море. Если же смотреть на ситуации глубже то возникают вопросы. Во-первых, логика некоторых социальных вливаний не совсем понятна. Государство на уровне регионов поощряет скажем, не совсем нуждающиеся группы населения. Тогда как тем людям, которым помощь действительно необходимо вынуждены ее просить на прямых линиях с Президентом. В итоге они ее, как правило, получают, но этот путь долог и тернист.

Во-вторых, продолжает эксперт, сам подход - монетизированная помощь. Очень часто люди нуждаются в конкретных видах услуг или материальных благ. Но государству проще “отделаться” пособием. С одной стороны в этом есть логика - пусть люди сами выберут статью необходимых им расходов. Но с другой стороны эта практика может оказаться весьма и весьма порочной. Не секрет, что многие нуждающиеся семьи входят в разряд так называемых “неблагополучных”, и выделенные средства тратят, мягко говоря, не на улучшение качества жизни. Из-за этого государство вынуждено тратить еще больше средств, например, на обеспечение воспитания их детей.

Поэтому проблема, полагает Татьяна Минеева, не имеет единого решения. Каждый случай соцподдержки должен рассматриваться в буквальном смысле индивидуально. Кроме того, на социальное благополучие прямо влияет экономическое состояние в регионе, его инвестиционная привлекательность.  Иными словами, чем больше в регионе инвесторов и разного бизнеса, тем больше живых денег и рабочих мест. Тем выше конкуренция и спрос на рабочую силу. Поэтому выше и уровень оплаты труда.

Плюс есть еще такие моменты как уровень и качество предоставляемых государством услуг, таких здравоохранение, образование, правовая защита. Чем этот уровень выше в регионе, тем сильнее и социальная защищенность граждан. Следовательно тем меньше люди вынуждены тратить на “врачей и учителей”, что тоже в конечном итоге даст синергетический эффект и снимет острую потребность в экстренных социальных вливаниях.

Социальные реформы в России, констатирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов, традиционно укладываются в формулу "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Сама идея выглядит логично: помогать тем, кто действительно в этом нуждается. Но нельзя не отметить, что даже на концептуальном уровне возникают сложности в определении самых нуждающихся и критериев отнесения к ним граждан. А опыт монетизации льгот даже в "тучных" 2005-2007 годах показал, что государство либо просто не успевает индексировать выплаты, либо не очень хочет это делать.  Так что на сегодняшний день данная реформа в данной сфере видится довольно проблематичной.