Мао бы не одобрил этого
«Носорогами» применительно к экономике в Китае принято называть с десяток или два крупнейших бизнесменов, которые ухитрились при помощи деловых качеств, политических связей и амбиций создать огромные империи, уже давно вышедшие за пределы КНР. Речь идет о ряде громадных компаний, таких, как Anbang Insurance Group, Fosun International, HNA Group, Dalian Wanda Group, которые развивались и расширялись за счет дешевых кредитов от госбанков. Эти конгломераты глубоко контролируют экономику страны. Неожиданно для себя Правительство не так давно осознало, какую угрозу они могут в себе таить.
Председатель Госсовета (президент) Си Цзиньпин совсем недавно напомнил о первостепенной важности для национальной безопасности финансовой стабильности, а официальный рупор КПК «Жэньминь жибао» открытым текстом указал на угрозы от «серых носорогов», хотя и не назвал их поименно. Китайских регуляторов все больше беспокоят долги этих крупнейших концернов. Они настолько велики и сложны в управлении, что таят в себе серьезные риски всей финансовой системе Поднебесной.
Первое поколение послемаоистских предпринимателей, считавшихся примерами китайской предприимчивости и прозорливости, быстро превратилось в классических капиталистов со всеми их пороками. Сейчас о них все чаще говорят в связи с теми или иными излишествами. Ву Сяоху, президент Anbang, быстро развивающейся страховой компании, которая заплатила 2 млрд долларов за одну из нью-йоркских достопримечательностей — гостиницу «Уолдорф Астория», в прошлом году устраивал для американских партнеров миллионные банкеты в роскошных гостиницах на манер древнекитайских императоров. В июне его арестовали. Причина ареста, как это нередко бывает в Китае даже с такими известными людьми, как Ву, остается неизвестна.
В свою очередь Го Гуанчану, прозванному «китайским Баффетом» и возглавляющему правление Fosun, приходится отвечать на вопросы следователей уже не в первый раз. Владельца компании, известной многомиллиардными покупками Club Med, Cirque du Soleil и других компаний, вновь, также, как в 2015 году, задержали правоохранительные органы.
Еще одна очень крупная компания, HNA когда-то была всего лишь региональным авиаперевозчиком. Сейчас же у нее крупные пакеты акций таких известных западных фирм, как Hilton Hotels, Deutsche Bank, Swissport. Европейские регуляторы пристально изучают ее деятельность, а Bank of America отказался иметь с ней дела.
Dalian Wanda очень хорошо известна в Америке главным образом благодаря Голливуду. Сейчас и у этого гиганта большие проблемы, в связи с чем он продает сеть тематических парков и отелей.
Стадо «носорогов» зовут из-за границы назад
Как следует из перечисленных выше примеров, «серых носорогов» объединяют огромные долги и множество приобретений, в том числе и за границей. Китайские банки не один год исправно закачивали в экономику сотни миллиардов долларов в виде кредитов и займов. После мирового финансового кризиса 2008 года они удвоили усилия в этом направлении, чтобы снизить курс юаня и поддержать стремительный рост экономики. Первыми в очереди за дешевыми кредитами стояли гиганты с их высокой репутацией и солидными прибылями.
HNA, к примеру, получила у государственных банков кредитную линию в объеме 90 млрд долларов. Государственные деньги позволили носорогам энергично расширяться за рубежом. Причем, в этой экспансии их поддерживало правительство. За последние пять лет Wanda, Anbang, HNA Group и Fosun приобрели за границей активов, по данным Dealogic, как минимум на 41 млрд долларов.
Одновременно с зарубежными приобретениями «носорогов» не менее стремительными темпами рос и госдолг КНР. В 2011 году общая сумма кредитов, выданных в том числе и частным нефинансовым организациям и компаниям, составляла почти 120% от ВВП всего Китая. Сейчас долг вырос до 166%.
В 2015 году китайская экономика начала замедлять ход. В Пекине изменилось на 180 градусов отношение к выводу денег за рубеж – средства были теперь больше нужны внутри страны. В связи с этим власти начали внимательно присматриваться к компаниям, которые особенно активно скупали активы за рубежом. В декабре прошлого года четыре китайских регулятора с крайне редким единодушием заявили о недопустимости «нерациональных» инвестиций за границей в недвижимость, развлечения и спорт, считая их слишком рискованными. Ряд крупных сделок «серых носорогов» полностью доказывает эти опасения. Это относится, например, к покупке Wanda за 3,5 млрд долларов голливудской киностудии Legendary Entertainment. Legendary известна множеством блокбастеров, включая «300» и «Годзиллу», но после смены владельцев начались провалы.
Fosun тоже отметился рискованным приобретением — купил английский футбольный клуб Wolverhampton Wanderers. Это одна из многих покупок китайскими фирмами известных футбольных команд, включая таких грандов европейского футбола, как «Милан», «Интер» и «Сошо».
Отношение правительства КНР к заграничным покупкам китайских гигантов менялось в последние месяцы, можно сказать, на глазах. В Пекине сейчас только и говорят, что о стабильности как в политике, так и в экономике, и в финансах. В немалой степени в этой перемене виноват очередной съезд КПК, который пройдет осенью 2017 года.
Узда на олигархию
Бизнесменам не остается ничего иного, как повиноваться властям. Они лучше других знают, что ослушание в Поднебесной чревато большими неприятностями. Оно опасно не только для бизнеса, но и для жизни. Не удивительно, что Fosun почти полностью заморозил бившую ключом деятельность по приобретениям за рубежом. Резко снизила активность в этой сфере и HNA, руководство которой также, как руководство Fosun, утверждает, что их финансы в хорошей форме. Wanda, у которой огромные долги, объявила в июле о продаже гостиниц и тематических парков на 9,3 млрд долларов китайской компании Sunac China. Однако в результате переговоров покупателей стало двое: к Sunac добавилась еще одна китайская фирма — R & F Properties.
В начале мая китайский страховой регулятор, встревоженный чересчур стремительным ростом Anbang, запретил ей торговлю двумя инвестиционными продуктами. После этого доходы от главного источника доходов компании, продажи продуктов по управлению частными капиталами, резко снизились.
Сам термин «серый носорог» — новый. Одним из первых его применила «Жэньминь жибао»: «Риски в финансовом секторе велики и многочисленны. Поэтому для предотвращения появления не только "черных лебедей", но и "серых носорогов" следует прибегать к предупредительным мерам».
Всех беспокоит, сумеют ли гиганты извлечь из своих многочисленных и дорогих приобретений достаточно прибыли для возврата кредитов. Если регуляторы и банки кредиторы ужесточат свое отношение к должникам, то «серым носорогам» придется очень нелегко. Их проблемы вполне способны очень быстро стать проблемами всей китайской экономики и финансовой системы.
«Реакция на решительные действия регуляторов будет быстрой,- уверен Брок Силверс, директор Kaiyuan Capital, финансовой компании из Шанхая.- Пока, правда, трудно сказать, будет ли это банкротство или что-то менее радикальное».