Голос со двора
Нападки на искусственный интеллект, что он, мол, угрожает цивилизации вызывали критику. Защитники всеобщей автоматизации говорят о том, что так называемые технологии машинного обучения и роботы являются не врагами, а помощниками человечества и уже сейчас решают сложные задачи в том числе в России.
Так, создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг заявил, что в корне не согласен с опасениями Илона Маска насчет развития искусственного интеллекта. «Я настроен оптимистично. В ближайшие пять-десять лет искусственный интеллект значительно улучшит нашу жизнь, а прогнозировать конец света — очень безответственно», заявил Цукерберг во время прямой видеотрансляции во дворе своего дома в Калифорнии через сервис Facebook Live. По его словам, уже сейчас ИИ помогает человечеству, в частности, благодаря подобным технологиям большой шаг сделан в возможности диагностировать болезни и совершенствовать медицинское обслуживание.
С таким мнением согласны и опрошенные «Экспертом» российские специалисты. «Искусственный интеллект — не соперник и тем более не враг человека, а его помощник, — говорит Евгений Курт, управляющий партнер uKit Group. — Например, в сфере создания веб-порталов он уже сейчас может взять на себя многие виды трудоемких работ, и тем самым облегчить жизнь соответствующих специалистов. Уже сейчас мы можем переложить рутинные задачи на «умную», умеющую обучаться машину, которая решает их значительно быстрее».
Русские искусственно мыслят не хуже других
В России системы ИИ развиваются довольно динамично. Согласно исследованию компании SAP, с 2007 года и по 2017 год в РФ государственные и бизнес-структуры профинансировали более 1,3 тыс. научных проектов, посвященных искусственному интеллекту и за этот срок в общей сложности на них было выделено около 23 млрд рублей. Согласно исследованию, лидерами по объёму государственного финансирования являются проекты для госсектора, транспортной отрасли, обороны и безопасности. В частности, самыми значимыми по вложениям со стороны государства являются проекты по анализу данных, системы поддержки принятия решений и распознавания изображений и видео.
«Технологии искусственного интеллекта могут в автоматическом режиме анализировать большие массивы данных и предлагать варианты решений поставленных задач, — говорит Борис Тимофеев, директор по контрактной логистике Itella в России. — Например, в логистике искусственный интеллект вполне может проанализировать базу адресов доставки, требуемого времени прибытия и времени в пути от места отгрузки до получателя. Далее на базе этого анализа предложить окна загрузки, принять в расчет равномерное распределение работ во времени, предложить окна загрузки так, чтобы груз приехал вовремя».
«Применение искусственного интеллекта – неотъемлемая часть развития логистических компаний, — соглашается Павел Богданов, директор по операциям логистической компании «Даксер». — Наша компания использует такие технологии на складских комплексах. Это позволяет автоматизировать огромное количество процессов, что приводит к оптимизации рабочих процессов и сокращению использования человеческих ресурсов». По его словам, на некоторых складах компании все без исключения операции выполняются роботизированными системами: от автоматического замера, взвешивания входящих грузов и до их размещения на стеллажах.
«Яркий пример экономии времени и, соответственно, денег —это автоматизация так называемых зон пикинга, — продолжает Павел Богданов. -- Вместо сбора заказа в специально отведенном месте и дальнейшей формировки паллет, система, при выполнении заказа, сразу выдает позиции кладовщику таким образом, что тяжелые и габаритные грузы резервируются в начале и только потом заказываются более легкие и менее габаритные. Это позволило на 30% сократить время подготовки заказа, освободить зону отправки и исключить из цепочки человека, «строящего» паллеты для финальной отправки».
Они не воображают
Успешно применяется ИИ и в других прикладных областях. «Сегодня прогресс заметен особенно в продуктовом ритейле, -- говорит Сергей Зверев, соучредитель и технических директор компании BINO CX. – Например, во многих американских сетевых магазинах работают полностью автоматизированные кассы. Они «понимают», что вы к ним подошли, отслеживают, все ли товары вы оплатили и распознают, положили ли их в пакеты. Товарные остатки на полках контролируются автоматически, постоматы заменяют точки выдачи и возврата товара, а ценники, благодаря дополненной реальности, предоставляют полную информацию о товаре».
Что же касается угроз человечеству со стороны роботов, то их опасаться пока не стоит хотя бы потому что системам ИИ далеко до полноценных способностей. «ИИ точно не будет врагом человека в обозримом будущем, поскольку ему до интеллекта в полном смысле слова еще очень далеко. – продолжает Сергей Зверев. -- Пока любой ИИ -- это алгоритм, который способен использовать собранную статистику для корректировки самого себя. Даже “самообучением” это назвать сложно. Абстрактное мышление и воображение, которые являются необходимой составляющей любого интеллекта, у машин пока существует только в научной фантастике. Именно в сторону развития такого мышления ИИ и должен развиваться. Мы с удовольствием будем применять такой полноценный ИИ в своих продуктах, как только он будет кем-то создан».
Читайте также: «Страшный сон Илона Маска», «Эксперт» №30-33 (1039)