Прибыль без денег
Банк России сообщил, что прибыль банковского сектора «семи месяцев текущего года в размере 927 млрд рублей практически достигла финансового результата за весь 2016 год (930 млрд рублей)». В аналогичном периоде 2016 года прибыль составляла 459 млрд рублей.
По итогам 2017 года она может превысить 1-1,2 трлн рублей, считает регулятор, и большая часть прибыли кредитных организаций будет направляться ими в капитал.
Между тем, стоит вспомнить, что банки неоднократно жаловались на проблему нехватки ликвидности. Из-за этого они, например, «рисуют» на балансе ценные бумаги, входящие в ломбардный список ЦБ, под залог которых у регулятора можно получить кредит. Объем таких займов в рамках операций репо взлетел за минувший месяц в 14 раз. Откуда же берется огоромная прибыль и, главное, куда уходит?
Останется 100 банков?
Эта «большая» прибыль образовалась из-за эффекта низкой базы 2014, 2015 и 2016 годов, когда банки были вынуждены очень большие суммы направлять в резервы на возможные потери, объясняет генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Например, в первом полугодии 2017 года сумма, направленная на формирование резервов банками, составила всего около 300 млрд рублей, а в первом полугодии 2014 г она была около 600 млрд рублей, то есть в два раза больше, как и в первом полугодии 2015 года.
В свою очередь, меньшие траты на резервы — это не жадность, а следствие экономической ситуации в стране, которая стала постепенно улучшаться. А вместе с ней — и поведение заемщиков, которые стали дисциплинированнее, позволив части банков немного ослабить риск-менеджмент, считает он.
Другая часть банков, продолжает финансист, предпочла не наращивать кредитный портфель, а покупать корпоративные облигации, что тоже положительно сказалось на резервах. В I полугодии 2017 года, в среднем, на каждый рубль кредитного портфеля, приходились 2 рубля, вложенные в корпоративные облигации.
Следующая тенденция — это снижение доли субординированных кредитов в капиталах банков. Поскольку экономика стабилизировалась, банкам пришлось возвращать акционерам средства, которые они взяли «на время, чтобы не просел капитал», тем более, такая практика не очень приветствуется регулятором. За первые пять месяцев года средняя доля субординированных кредитов в капитале банков снизилась с 28,0 до 25,6%. То есть прибыль пришлось направлять «назад в прошлое», когда банк мог утонуть, но его спасали акционеры или другие бенефициары.
Банкам, считает Шустов, необходимо наращивать «белый» капитал через прибыль, и чем быстрее, тем лучше, потому что ЦБ будет отзывать лицензии и дальше, и в конце концов, возможно, мы вообще будем довольствоваться услугами всего одной сотни банков на территории РФ.
Кто с прибылью
Подавляющую прибыль российского банковского сектора за семь месяцев 2017 г., показал Сбербанк — 372,8 млрл рублей, на долю его ближайшего конкурента ВТБ за первое полугодие пришлось чуть более 57 млрд рублей, указывает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин. Росту прибыли Сбербанка, в частности, способствует восстановление процентной маржи, которая составляет 5,3%, в сравнении с остальным банковским сектором этот показатель выше у него в 1,3 раза. Также росту доходов способствует увеличение комиссионных доходов на 4,1% год к году, и снижение отчислений на резервы.
Общему росту прибыли российского банковского сектора в этом году способствует рост кредитования на 3%, одновременно с увеличением депозитной базы населения на 4,9% и увеличением объема депозитов организаций, при восстановлении процентной маржи.
При этом не следует забывать, что ¾ прибыли всего банковского сектора обеспечивают первые топ-10 российских банков, однако количество кредитных учреждений с отрицательным капиталом и убытками в этом году по-прежнему высоко, около 1/3 всего сектора, говорит Евгений Корюхин.
Тенденции последних лет определили основных бенефициаров роста российской экономики в банковском секторе. Они и в дальнейшем будут усиливать свои позиции на рынке, при постепенном уходе других игроков, полагает Корюхин. В целом ликвидность на протяжении последних месяцев показывает структурный профицит, и это несмотря на все сложности с отзывами лицензий и крупными выплатами вкладчикам банка Югры, отмечает аналитик.