Существенное ослабление популистских настроений в Европе в этом году помогло европейской экономике ускорить темпы развития. Во втором квартале этого года экономика еврозоны, состоящей из 19 европейских стран, явно прибавила и достигла темпов развития 2011 года.
В первую очередь, обращает на себя внимание безработица, которая в последние годы затянувшегося кризиса стояла в Старом Свете очень остро. Сейчас в производственном секторе еврозоны царит настоящий бум на рабочую силу. На заводах и фабриках Франции требуется столько рабочих, сколько не требовалось с 2000 года. В Испании, по данным индекса менеджеров по закупкам IHS Markit, такого спроса на рабочую силу не было еще дольше, с момента создания зоны единой европейской валюты в 1998 году.
Темпы роста экономики еврозоны во втором квартале выросли по сравнению с первыми тремя месяцами года на 0,1% - с 0,5 до 0,6%. Этот рост позволил увеличить прогноз по росту экономики еврозоны в пересчете на год с 1,9 до 2,1%. Такого высокого роста не было со второго квартала 2011 года.
Для всего ЕС рост ВВП по итогам второго квартала тоже составил 0,6%. Это на 2,2% выше, чем было после второго квартала в 2016 году.
Неожиданное восстановление «здоровья» еврозоны в этом году удивило специалистов. Хотя, по большому счету, ничего удивительного в нем нет. Немалую роль в маленьком еврозоновском экономическом чуде сыграла политика. Поражения евроскептиков на выборах в Голландии, Австрии и Франции повысили уверенность потребителей и дали толчок бизнесу. Экономика еврозоны хотя и развивалась крайне медленно, но все же это было поступательное движение – рост, пусть и очень незначительный фиксируется 17 (!) кварталов подряд, с 2013 года. Безработица снизилась в июне до 9,1%, самого низкого уровня за 9 лет. Безработица достигла пика – 12,1% в 2013 г. За последние 12 месяцев численность армии безработных европейцев уменьшилась, по данным Eurostat, на 1,5 млн человек.
Хорошие результаты показала и одна из главных отраслей — автопром. Регистрация новых машин, по которым принято подсчитывать данные продаж автомобилей, приблизилась в июне к показателям июня 2007 г.
Среди крупных европейских экономик наиболее впечатляющий результат в апреле-июне показала Испания — 0,9%. Четвертая экономика еврозоны наконец-то превзошла докризисный (до 2008 года!) уровень ВВП.
Рост экономики Франции тоже ускорился, хотя и очень незначительно — с 0,5 до 0,55%. Данные по Германии и Италии за второй квартал появятся на следующей неделе.
«Рост экономики не сконцентрировался в привычно крепких экономиках,— объясняет директор TS Lombard Кен Уаттрет.- К нему присоединились и экономики, которые по традиции показывают плохие результаты».
0,6% развития, это почти вдвое больше средней скорости развития экономики еврозоны после финансового кризиса. Даже если рост замедлится в оставшиеся два квартала до 0,4%, он впервые доведет свой годовой показатель до 2%. Такого роста экономики в зоне единой европейской валюты не было с 2007 года.
Конечно же, сыграла положительную роль и программа количественного смягчения, проводимая ЕЦБ. Руководство главного банка континента явно не торопится сообщать о дате начала свертывания QE. Экономисты считают, что программа, по которой ЕЦБ ежемесячно покупает сейчас на 60 млрд евро гособлигаций членов еврозоны, продлится как минимум до конца года. (Она начала действовать в январе 2015 года и была рассчитана до сентября 2016-го, но затем продлена) Причина медлительности Марио Драги лежит на поверхности. Несмотря на все усилия его ведомства, инфляция в еврозоне сейчас составляет 1,3% в пересчете на год. Это по-прежнему значительно ниже поставленной задачи — 2%, считающихся благоприятным показателем для развития экономики.