Россияне кинулись покупать

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
2 августа 2017, 11:35

Доходы падают, зарплаты растут

Так, согласно данным Росстата, за шесть месяцев реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,4%. Зарплаты в реальном выражении при этом выросли на 2,7%, а пенсии — на 5,9%. Расходы населения на покупку товаров и услуг за те же полгода выросли на 5,4%, а объем сбережений населения за этот же период (3,4 трлн руб.) был ниже на 9,2%, чем сбережения первого полугодия 2016 года.

Между тем, эксперты Высшей школы экономики в июльском "Мониторинге" подсчитали, что продолжающийся с октября 2014 года обвал уровня жизни в России сделал население беднее почти на 20%. Ежегодная сумма доходов 144 млн граждан РФ составляет около 50 трлн рублей (по оценке РАНХиГС). Таким образом, в денежном выражении население чуть больше чем за 2,5 года потеряло сумму, равную 9,6 трлн рублей, или 11% годового ВВП страны. В номинальном выражении доходы растут, признают аналитики, но инфляция сжигает деньги быстрее, чем они поступают: за время кризиса цены на продукты в среднем выросли на 28,7%, на непродовольственные товары - на 26,2%.

Адаптанты

Большинство россиян уже адаптировались к существующей экономической ситуации, отмечает директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. При этом из-за перехода на сберегательное поведение, многие, имеющие доходы выше среднего, накопили за последние два-три года суммы достаточные, как для обновления бытовой техники, так и для покупки автомобиля или даже квартиры. Создание «богатыми» домохозяйствами финансовых запасов привело к тому, что в  2017 году отложенный спрос начал материализовываться в повышении объемов продаж товаров длительного пользования.

При этом наблюдается сильное расслоение между богатыми и бедными домохозяйствами. И если богатые, накопив определенный запас прочности, возвращаются к привычным нормам потребления, и даже начинают инвестировать, то бедные затягивают пояса все туже, берут дополнительные кредиты на предметы первой необходимости, или даже переходят на самообеспечение с приусадебных хозяйств и дачных участков.

Именно поэтому траты оживились в первую очередь в богатых регионах, указывает Андрей Коптелов, например в Москве за первый  квартал 2017 года было заключено договоров долевого участия строительства на покупку квартир на 58% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Тенденция увеличения трат в богатых регионах будет продолжаться, если конечно не начнется очередная волна кризиса.

Восстановить доверие к банкам

Впервые сбережения вышли из моды у населения в 1991 году, после так называемой «павловской реформы», напоминает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. После еще ряда кризисов, культуры накопления в нашей стране так и не сложилось, считает она. Инфляция, а еще больше нестабильность валютного курса нивелируют такое это наше банковское преимущество, как более высокие, чем в Европе, проценты по вкладам.

- Как я неоднократно заявляла, - говорит она,  - кризис не кончился. Люди одновременно и устали жить в таком  состоянии, и отчасти привыкли. Да, экономика и реальные доходы в 2017-м действительно выросли, и при желании рост экономической активности можно списать и на это. Но все же главное - мы не умеем копить, негде и не в чем. Нельзя забывать и то, что очень значительная часть населения имеет достаток ниже среднего.

Не будем забывать и о еще не совсем высоком уровне доверия населения к банковской системе. Несмотря на то что система страхования вкладов работает, должно пройти немало времени, чтобы уровень доверия к банкам вырос до критически важного. Это и станет новым индикатором уровня потребительского поведения в системе координат накопления/траты, уверена Минеева.