Стала известна стоимость Нового Шелкового пути

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
22 августа 2017, 22:35
AP/TASS

«Пояс и путь» одни, а денег надо много

По информации агентства Reuters, частный и зарубежный капитал осторожно подходит к финансированию проекта «Один пояс, один путь» (OBOR). Поэтому к поискам денег вынуждены подключиться государственные банки.

China Construction Bank Corp (CCB), второй банк Поднебесной по размерам активов, уже собрал как минимум 100 млрд юаней (15 млрд долларов) на финансирование проекта. Источники сообщили Reuters, что поиски денег ведутся как за границей, так и в самой КНР и что банкиры уже проводят выездные демонстрации для инвесторов, имена и названия которых держатся в тайне.

Еще один, очень крупный Bank of China (BOC), согласно источникам агентства, должен собрать для фонда OBOR около 20 млрд юаней. К поискам средств в ближайшем будущем подключатся и два оставшиеся члена «Большой четверки» китайских банков: Industrial and Commercial Bank of China Ltd (ICBC) и Agricultural Bank of China Ltd (ABC).

Поиски денег банками, инвестфондами и другими инвестиционными платформами – одна из частей инвестиционной программы китайского центробанка People Bank of China (PBOC). Ее главная задача: использовать местный капитал для финансирования инфраструктурных проектов за рубежом, главным из которых и является OBOR.

Сколько-сколько?

Напомним, Председатель КНР Си Цзиньпин пообещал на прошедшем в мае в Пекине и посвященном OBOR международном форуме государственное финансирование в размере 124 млрд долларов проекту, крестным отцом которого является он сам. На данный момент инвестирована почти половина обещанных средств, более 50 млрд. По словам китайского лидера, для того, чтобы поощрить финансовые организации расширять их инвестиции в юанях за границей, правительство намерено выделить компаниям, заинтересовавшимся проектом, порядка 300 млрд юаней. 

Любопытно, что поощряя китайский бизнес вкладывать деньги за рубежом, Пекин в это же время пытается ограничить зарубежные инвестиции китайских компаний, указывая на целый ряд их довольно необычных и экстравагантных приобретений последних лет. Не удивительно, что при общем падении инвестиций за рубежом, инвестиции китайского бизнеса в страны, участвующие в OBOR, растут. На середину августа они составили 33 млрд долларов. Для сравнения: за весь прошлый год, по данным Thomson Reuters, Китаем был инвестирован 31 млрд долларов.

Тендер на доминирование

На Западе и в ряде азиатских стран, в частности, в Индии, не принимающей участия в OBOR, вызывает опасения политическая составляющая проекта. «Прежде всего, это политический проект, призванный сцементировать националистическое видение окружающей действительности Си Цзиньпином,- считает старший аналитик гонконгского отделения Rabobank Майкл Эвери.- Что касается экономики, то здесь целью проекта является попытка ускорить переход от доминирования Америки в мировой экономике к преобладанию Китая».

Немало экономистов и финансистов, большая часть которых находится, конечно, на Западе, сомневаются в возможности найти инвесторов для строительства железных дорог, скажем, в Лаосе или на слабонаселенном восточном побережье Малайзии. Западных бизнесменов, конечно, не устраивает, что при выборе подрядчиков  открытые тендеры проводятся редко и что большинство наиболее выгодных проектов без какой-либо борьбы отдается китайским государственным компаниям, а финансирование - китайским банкам. Должна настораживать частных инвесторов и долгосрочная окупаемость вложений, которая их часто не устраивает.

Начало долгого пути

Проект «Один пояс, один путь» подразумевает широкую реструктуризацию китайской экономики, которая должна резко повысить прибыль китайского бизнеса. Например, снижение транспортных тарифов для центрально-азиатских государств, которые только сейчас начинают интегрироваться в мировую торговлю, позволят китайским компаниям перевести в эти страны производство с низкой добавленной стоимостью. Даже если инфраструктурная платформа не принесет высокой прибыли, компании сумеют при ее помощи получить дополнительные доходы в этих странах.

От проекта в Пекине также ожидают расширения и роста зрелости китайских рынков капитала. Времена сейчас для этого подходящие: быстро стареющее население Поднебесной очень нуждается в росте процентов по накоплениям. Решению этой же цели может служить и еще одна цель OBOR – он может подстегнуть запуск китайского рынка муниципальных облигаций.

Все эти задачи носят долгосрочный характер. Китайцы умеют терпеть и ждать. У инвесторов из других стран с терпением могут существовать проблемы. Но оптимисты уверены, что если не в этом, то уже в следующем году с финансированием все постепенно наладится. Так, к примеру, считает Саймон Дж. Букер, партнер в гонконгском отделении компании PricewaterhouseCoopers.