Американцы опять слишком большие
Крупнейшим IT-компаниям и европейским регулирующим организациям не привыкать выяснять отношения в зале суда. Сейчас Брюссель недоволен позициями высокотехнологичных гигантов типа Google, Facebook и Amazon на рынке личных данных европейцев, собранных, когда те пользуются поисковыми системами, соцсетями или совершают покупки в онлайн-магазинах. IT-компании ежегодно зарабатывают миллиарды евро на таких данных, добываемых благодаря все углубляющейся «оцифровке» жизни современного общества.
Конечно, речь не идет о том, чтобы запретить сбор данных вообще, это было бы слишком революционно. Интрига тоньше. Европейцы обвиняют заокеанские гиганты в нарушении строгих антимонопольных законов. Регуляторы, в том числе главный борец с монополизмом в Старом Свете Маргрета Вестагер, хотят доказать, что крупные компании нарушают право потребителей на свободный выбор, фактически лишая их возможности «оставить» свои данные компаниям поменьше.
Но сделать это нелегко и теоретически, подчеркивает Politico, а практически даже невозможно, потому что в реальности пользователи делятся личными данными со множеством высокотехнологичных компаний, начиная от таких известных, как Uber и Apple и заканчивая малоизвестными европейскими крошечными стартапами.
«Обладание компанией огромным объемом личных данных пользователей еще не означает, что она нарушает антимонопольные законы, - разъясняет Сибель Йилмаз, адвокат брюссельской компании Linklaters. - Одного факта, что они подписывают соглашение с Facebook и разрешают им пользоваться своими данными, еще не достаточно. Необходимо доказать, что их действия причиняют людям вред».
Европейцы хотят сами зарабатывать на своей личной жизни
Намечающаяся между Европой и IT-гигантами война за личные данные берет под прицел один из главных источников доходов цифровой экономики и угрожает бизнес-моделям, которые позволили Google, Facebook и им подобным фирмам стать одними из самых дорогих и успешных.
Ряд европейских стран уже проводит собственные расследования в этой области. Италия изучает, как IT-компании используют личные данные пользователей. Этим же, правда, конкретно в рекламном секторе и в первую очередь в отношении Facebook, заинтересовался антитрестовский регулятор во Франции. Результаты расследования должны появиться осенью. В Германии антимонопольные организации еще в прошлом году начали собственное расследование того, как компании в целом и соцсети в частности используют информацию о пользователях. Результаты ожидаются к концу 2017 года.
Европейские государства также расширяют полномочия своих антитрестовских регуляторов, чтобы те могли блокировать сделки на миллиарды евро, целью которых являются огромные массивы данных. Приобретение гигантом Facebook в 2014 г. за 19 млрд долларов мессенджера WhatsApp, имеющего миллиард пользователей, вызвало принятие в ФРГ нового закона о слияниях. Он разрешает регуляторам тщательно проверять сделки, в основе которых лежат личные данные пользователей. Маргрете Вестагер хочет принять схожий закон в масштабах всего континента.
«Нам необходимо понять, что происходит, когда информация становится главной ценностью компании,- заявила еврокомиссар по конкуренции в интервью в прошлом году. - Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Пользователям рано или поздно придется платить».
А ты докажи!
Г-жа Вестагер слов на ветер не бросает. Она инициировала несколько серьезных расследований в отношении IT-гигантов. Результатом самого известного – против Facebook является рекордный штраф на 2,4 млрд евро за нарушение правил справедливой конкуренции, а также распоряжение, чтобы Apple выплатило правительству Ирландии недоплаченных налогов на общую сумму 13 млрд евро. IT-компании утверждают, что никаких законов и правил не нарушали. Они, к примеру, говорят, что пользователи могут сами решать, какой информацией делиться с рекламодателями, и при желании могут удалять свои личные данные.
Тревоги по поводу сбора высокотехнологичными компаниями личных данных пользователей не новы. В Европе пытаются «разобраться» с Google и Facebook в этом вопросе как минимум с 2010 года. Сейчас Еврокомиссию особенно интересуют большие данные и то, как они усиливают монополию IT-компаний в онлайне. На Google и Facebook, например, в прошлом году пришлась, по данным аналитической компании eMarketer, примерно половина доходов от онлайновской цифровой рекламы. Информация о пристрастиях и активности пользователей в интернете является очень ценной, потому что она дает одним брендам преимущество в привлечении покупателей перед другими.
Борьба идет уже не один год, но пока IT-компании чувствуют себя достаточно уверенно. Дело в том, что доказать монополизм в сфере сбора онлайн информации сложно. Нужно доказать в суде, что компании пытаются помешать потенциальным конкурентам собирать те же или схожие данные. Регуляторы могут попытаться представить Google, Facebook или Amazon ключевыми игроками в онлайновском секторе, что позволит потребовать от них открыть архивы данных для других компаний, чтобы способствовать усилению конкуренции.
Во Франции, к примеру, следователи приказали энергетической компании GDF SUEZ (ENGIE) поделиться данными клиентов с конкурирующими фирмами после того, как те пожаловались властям, что не могут конкурировать с GDF Suez, потому что тот имеет преимущество, являясь госмонополией.
Юристы предупреждают, что применение к цифровому сектору антимонопольных правил, которым уже несколько десятилетий, неэффективно. Так что необходимо разработать новые правила игры.
«Законы о конкуренции впервые оказались в такой необычной сфере,- объясняет один из директоров Ратгерского института информационной политики и закона Майкл Карриер.- Для этого необходимы полностью новые юридические категории».
Тема сбора личных данных пользователей актуальна и для России, где тоже предпринимаются меры для его ограничения.