Дональд Трамп, как и ожидалось, подписал утвержденный Конгрессом документ, узаконивающий новые санкции против России. При этом он, правда, выразил глубокие сомнения в правомерности ряда положений закона, но все же подписал его ради единства нации. Оговорки, конечно, значимые, хотя искренность желания президента улучшить отношения с Россией вызывает все больше сомнений. Закон принят и вступает в силу.
Москве хватило «всего лишь» полгода, чтобы понять иллюзорность надежд на улучшение американо-российских отношений после смены власти в Вашингтоне. Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что новые санкции означают окончательный крах надежд на перезагрузку отношений между Москвой и Вашингтоном.
Сделанное Трампом специальное заявление о том, что он будет применять санкции по своему усмотрению. «чтобы не навредить американскому бизнесу и европейским союзникам», не произвели впечатления на премьер-министра РФ. Не произвели они должного впечатления и на «европейских союзников». В конце концов, это именно Трамп предложил план «энергетического доминирования» США, в рамках которого американский СПГ должен прийти в Европу на смену российскому (более удобному для ЕС). По иронии судьбы или по расчету, принятые Конгрессом - как будто в пику президенту США - санкции очевидно подыгрывают как раз этому его плану.
Резкая реакция России на новые санкции, которые в правительстве РФ называют объявлением Америкой торговой войны России, понятна и ожидаема. Однако подавляющее большинство политологов удивила не менее резкая реакция на новые антироссийские санкции со стороны Брюсселя. Конечно, трудно «обвинить» Евросоюз в поддержке России, потому что Европа преследует собственные интересы. Но, по крайней мере пока все выглядит так, как будто ЕС хочет защитить Москву от Америки.
Конечно, на востоке континента и особенно в Польше и странах Балтии новые американские санкции приветствовали. Что же касается Брюсселя, то еврочиновники самых разных уровней неоднократно крайне негативно отзывались о действиях американских законодателей. Если принять в расчет чиновничью иерархию, то сейчас, когда по этому вопросу высказался и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, последние сомнения в официальной позиции объединенной Европы отпали. Евросоюз не только возражает против новых санкций в отношении России, но и угрожает «старшему брату» за океаном ответными санкциями.
Облечено все, правда, в вежливую дипломатическую форму. К примеру, европейские руководители главным образом возражают не против санкций, а против того, что они приняты без консультаций с Европой. Хотя, по большому счету, это одно и то же, но дипломатический язык все же отличается от общеупотребимого. То же можно сказать и об ответных мерах Евросоюза. Брюссель готов их принять, но с оговоркой – если они нанесут ущерб европейской экономике.
Жан-Клод Юнкер выразил удовлетворение тем, что в американском законе о санкциях содержится призыв к более тесному сотрудничеству с союзниками, но подчеркнул, что Брюссель готов защищать собственные интересы. Если Соединенные Штаты не будут принимать в расчет позицию Европы в вопросе с антироссийскими санкциями, говорится в заявлении Еврокомиссии, подписанном Юнкером, то объединенная Европа предпримет «необходимые меры».
«Мы должны защищать наши экономические интересы, - заявил глава ЕК, - и мы сделаем это!»
В интервью журналу Politico и одной из немецких радиостанций Жан-Клод Юнкер подчеркнул, что ЕС готов «принять контрмеры в течение считанных дней» в том случае, если новые антироссийские санкции нанесут ущерб европейским компаниям. Если вспомнить, что в новом законе присутствует очень сильная экономическая составляющая, а именно желание американских газовиков вытеснить из Старого Света «Газпром», обеспечивающий потребность объединенной Европы в газе на треть, и заменить российский газ американским сжиженным газом, то такое развитие событий вполне возможно.
Закон содержит отдельный пункт, посвященный строительству второй очереди газопровода, который проходит по дну Балтийского моря. Американцы категорически против «Северного потока 2», потому что он якобы ослабляет энергетическую безопасность европейских союзников. На Капитолийском холме в Вашингтоне, похоже, работают люди с очень острым обонянием. Они четко улавливают не только запах газа, но и различают его оттенки: запах американского сжиженного газа для них является ароматом, а от российского, по их мнению, дурно пахнет.
В Конгрессе не хотят, чтобы европейцы отапливали свои дома российским газом и готовы противодействовать строительству «Северного потока 2» не только на словах, но и на деле. По общераспространенной санкционной норме, любая компания независимо от географической принадлежности, участвующая в строительстве второй очереди газопровода, по которому российский газ пойдет в Германию, автоматически попадает в черный список нарушителей и должна быть наказана.
В строительстве «Северного потока 2» намеревались принять участие компании, в том числе, и крупные из целого ряда европейских стран. Сейчас им в случае участия в проекте угрожают санкции, т.е. финансовые и иные потери. Именно об этих экономических интересах Европы говорят еврочиновники во главе с Жаном-Клодом Юнкером. Об этом же, в частности, на прошлой неделе открытым текстом написала в еженедельном немецком журнале Wirtschaftswoche министр экономики и энергетики Германии Брижит Зиприс.
Какие ответные действия предпримет Брюссель, сейчас, конечно, никто в высших эшелонах европейской власти не говорит, но в числе возможных мер называют, например, обращение ЕС в ВТО с жалобой на Америку. Вне всяких сомнений, в Европе постараются сделать все, чтобы не доводить дело до введения антиамериканских санкций, но если США будут продолжать действовать в привычном для себя ключе, т.е., как и раньше, не обращать внимания на позицию союзников из Старого Света, то европейские компании могут действительно пострадать. При таком сценарии Брюсселю придется, не исключено, идти до конца.