«Make In India» не работает? Снизим ставку

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
3 августа 2017, 19:58

ZUMA\TASS
Каждый месяц на рынок труда Индии приходит по миллиону новых работников, и хотя экономика развивается быстрыми темпами, Reserve Bank of India понизил процентную ставку, желая сделать частные инвестиции локомотивом ускорения ее роста
Читайте Monocle.ru в

Последний шанс, новый шанс

Базовая ставка снижена до 6% - с 6,25%, о чем было объявлено в среду, сообщает Bloomberg. Комитет Reserve Bank of India по денежно-кредитной политике обосновал это «острой необходимостью» стимулирования частных инвестиций, отметив, что их активизация во многом зависит от государства. Сокращение ставки называют здесь, может быть, последним шансом стимулировать экономический рост, прежде чем ФРС США начнет выполнять планы сокращение своего баланса.

По заявлению Банка, риски роста инфляции снизились, «следовательно, есть пространство для смягчения кредитно-денежной политики, учитывая динамику снижения выпуска промышленной продукции». При этом Банк допускает рост инфляции до 4% с нынешнего уровня в 2,5%, но особо отмечается, что инфляция находится на исторических минимумах и этим необходимо воспользоваться. Некоторые аналитики, в свою очередь, не исключают еще одного снижения ставки до конца декабря.

Во всяком случае, до конца 2018 года ставка не вырастет, считают опрошенные Bloomberg экономисты. В предыдущем квартале экономика Индии выросла на 6,1%, а не 7,1 процентов, как ими прогнозировалось. Хотя такие темпы выглядят высокими, их недостаточно, чтобы создать рабочие места для миллиона индийцев, которые поступают на работу каждый месяц, отмечает агентство.

Рост кредитования колеблется вблизи рекордных минимумов и индийские заводы работают менее чем на 73% от их потенциала. Одновременно число проблемных кредитов, которые трудно обслуживать, так как они слишком дороги, находится на уровне 15-тилетних максимумов.

Также Банк Индии, крупнейший в стране кредитор, в понедельник понизил ставки для большинства вкладчиков и заявил, что предпринял такой шаг, чтобы избежать повышения реальных ставок кредитования.

«Make In India» не работает

Эти действия предприняты на фоне того, что Индии пока не удается претворить в жизнь идею премьер-министра Моди и стать мировой фабрикой по производству товаров и серьезным конкурентом Китая.

Вскоре после победы на выборах в 2014 году премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил с крупной инициативой из числа тех, которые принято называть «национальной идеей». Стоя под львом, эмблемой Индии, глава правительства рассказал, что видит будущее страны как экономической державы глобального масштаба. Возвышения Индии он намеревался достичь при помощи программы «Make in India». Моди утверждал, что его сильное лидерство позволит увеличить ВВП к 2025 г. на 25%, а численность рабочих мест уже к 2022 году — на 100 млн.

Обращает на себя внимание, что львиная доля роста ВВП, по замыслам авторов программы, придется на производственный сектор, доля которого сейчас едва достигает 16%. Премьер обещал готовить сотни миллионов кадров для бума в производственном секторе, сократить армию чиновников, улучшить инфраструктуру. Все это, считает правительство, обязательно привлечет в страну иностранных инвесторов.

На днях миновали три года пятилетнего президентского срока Нарендры Моди. В заслугу правительству можно поставить, конечно, то, что в отдельных секторах 2,3-триллионной индийской экономики положение, действительно улучшилось. Например, снизился дефицит бюджета, стало меньше и бюрократической волокиты, так мешающей развиваться бизнесу. С другой стороны, прогресс развития портов и улучшение дорог, как автомобильных, так и железных происходит крайне медленно, а темпы создания новых рабочих мест даже снизились. Между 2014 и декабрем 2016 гг. было создано лишь 641 тыс. рабочих мест. Это слишком мало, если в виду, что ежемесячно численность рабочей силы увеличивается приблизительно на 1 млн человек.

Их добила демонетизация

Официальная статистика гласит, что рост экономики в первом квартале составил в пересчете на год 6,1%. Любая европейская страна может только мечтать о таком росте, но для огромной и бедной Индии этого явно недостаточно. Специалисты сходятся во мнении, что сильным ударом для производственного сектора Индии стала демонетизация, проведенная правительством и заключавшаяся в выводе из обращения крупных купюр. Достаточно сказать, что продажи автомобилей в декабре 2016 г. упали на 19%. Это было крупнейшее падение продаж за 16 лет. Продажа быстро оборачиваемых потребительских товаров (FMCG) упала тогда еще больше – на 40-50%. Неформальный сектор, составляющий св. 80% всей индийской экономики, пострадал сильнее всех. Сотни крошечных предприятий были вынуждены закрыться, многие тысячи человек остались без работы.

Экономисты, естественно, не могут не обратить внимание и не приветствовать вступивший в силу с 1 июля этого года Налог на товары и услуги (GST), который по идее должен создать единый индийский рынок. Несмотря на то, что он заменил десятки, если не сотни местных налогов, все равно GST очень сложен: в системе шесть уровней и она, уже жалуются отдельные бизнесмены, плохо применима на практике.

В заключения краткого обзора текущего положения индийской экономики следует добавить, что за три года почти ничего не было сделано для привлечения в Индию зарубежных инвесторов.

К труду готовы, а к обороне?

Первоначально программа «Make In India» была сконцентрирована на оборонном комплексе, но и в оборонке за годы правления Моди изменилось немного. По последним данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Индия является главным импортером оружия и военной техники в мире. Ее доля в 2012-16 гг. составила 13%.

Lockheed Martin Corp и Saab AB обещали собирать оружие в Индии, но из-за чиновников, доминирования госкомпаний и постоянных задержек дело почти не сдвинулось с места. В этом месяце в штате Мадхья-Прадеш начала работать фабрика по сборке автоматов Rifle Factory Ishapore, совместное предприятие Индии и Израиля. Однако с ними тоже вышла заминка. Армия отказывается брать их на вооружение, потому что они провалили испытания в июне. В результате Индия по-прежнему вынуждена полагаться на импорт оружия и военной техники у России, США и Израиля.

И все же благодаря тому обстоятельству, что Индия — это огромный рынок недорогой рабочей силы, межнациональные гиганты типа GE, Siemens, HTC, Toshiba, Foxconn, явно начали интересоваться производством в этой стране. Однако это не значит, что заниматься бизнесом в миллиардной Индии стало легче. В последнем рейтинге Всемирного банка Doing Business она занимает 130 место.

К сожалению, провалилась и попытка привлечь иностранные компании при помощи либерализации политики в области прямых иностранных инвестиций (FDI). По данным Министерства промышленной политики и содействия развитию, суммарный объем FDI в Индии вырос в 2015-16 гг. на 23,1% до 55,5 млрд долларов. Однако по данным главного индийского банка - Reserve Bank of India, после действительно имевшего место внушительного роста инвестиций в 2014-15 гг. до рекордных 9,6 млрд долларов, в следующем году они снизились до 8,4 млрд. Более того, доля инвестиций в производственный сектор, последние четыре года находившаяся на уровне 35-40%, в 2015-16 гг. снизилась до 23%.

В недавно опубликованном отчете Института исследований в промышленном развитии (ISID) говорится, что FDI сократились в фискальном году (апрель 2016 – август 2017 гг.) почти на 30%.

Смелая политика

В целом, можно смело говорить, что, по крайней мере, пока нет четких доказательств того, что программа «Make in India» существенно повлияла на производственный сектор Индии. Согласно индексу промышленного производства, средний годовой рост производственного сектора после 2014-15 гг. не дотягивает и до 4%. Нельзя назвать радужной и картину того, что происходит в индийском экспорте. В 2016-17 гг. экспорт с учетом нефти вырос на 5%. Однако анализировать эту цифру следует в свете резкого падения цен на нефть в 2014 г.

И все же это не кризис, не стагнация, а быстрый рост, такой, кстати, какой относительно недавно показывала России. Снижение ставки в таких условиях выглядит шагом, которого можно было избежать, но на который пошли, ставя перед собой амбициозные цели, заботясь о национальной экономики, а также четко понимая зависимость между ее ростом, а также ростом занятости и производства — и доступностью кредита в стране. Внутренние инвестиции не порождаются низкой инфляцией самой по себе, им нужны источники средств. А без внутренних инвестиций не приходят и иностранные, кроме разве что сугубо спекулятивных.