«Здесь главное даже не как быстро будут изменены законы, а как правоохранители услышат тот недвусмысленный сигнал, который дал президент. И сама правоприменительная система, я надеюсь, начнет меняться просто незамедлительно», - заявил Борис Титов.
Президент и в самом деле дал недвусмысленный сигнал: на совещании по инвестиционным программам развития Дальнего Востока он потребовал, чтобы количество внеплановых проверок предпринимателей в России было сокращено до 30% от плановых, а также обратил внимание на их излишнюю длительность. По мнению главы государства, давление со стороны правоохранительных органов часто является «совершенно избыточным». Кроме того, президент предлагает запретить следственным органам изымать серверы и жесткие диски при проведении следственных мероприятий на предприятиях.
Налоги, налоги!
Давление на российский бизнес было во все времена, различалась лишь его сила, например, почти 80 % российских компаний чувствуют усиление давления при администрировании налогообложения за последние два года, отмечает директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. В последнее время предприниматели столкнулись с ужесточением налогового регулирования, например ФНС все чаще доначисляет налоги по формальным признакам, например из-за неверной подписи в отчетных документах.
Все это негативно влияет на инвестиционный климат. Очень хорошо, полагает эксперт, что на уровне государства поняли, что давление на бизнес приводит лишь к снижению его оборотов. Но главное сейчас, что бы этот сигнал был транслирован на все уровни власти.
Чего хотелось бы ожидать бизнесу от наших чиновников? Прежде всего, отвечает на этот вопрос директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский, снижения налогового бремени, уровень которого вроде бы не очень высок, по словам чиновников, но на самом деле объем средств, изымаемых путем различных налогов и сборов на самых разных уровнях достаточно велик и не позволяет активно развиваться многим бизнес проектам. Сегодня многие ждут такой меры, как «налоговые каникулы» или временные отсрочки по платежам налоговых и других сборов.
Снижения интенсивности проверок и исключения проверок разными ведомствами по единому объекту проверки – это тоже ожидаемая мера, так как сегодня одну и ту же документацию могут проверять последовательно несколько служб.
Действия на уровне первого лица государства действительно будут крайне актуальны для бизнеса, говорит адвокат по защите бизнеса, управляющий партнер «Селютин и партнеры» Александр Селютин. По его данным, на 22 % в 2016 году возросло число предпринимателей, которых привлекли к уголовной ответственности относительно 2015 года. По данным самого Бориса Титова, с 2013 года число осужденных по экономическим преступлениям возросло на 70% и на 1 апреля 2016 года их составило 6539 человек. И это вряд ли самые полные данные, поскольку предприниматели зачастую проходят на по экономическим, а общеуголовным статьям.
Итого один - 85% бизнесменов полностью или частично теряют свой бизнес.
Изменения хотелось бы видеть в области работы ФНС. По нашим наблюдениям, отмечает адвокат, ее роль в том, чтобы предприниматели попадали за решетку только возрастает. Так, за последние месяцы было выпущено два внутренних письма ведомства, которые расширяет полномочия инспекторов во время проведения проверок и увеличивают штрафы для бизнеса.
Хотелось бы, чтобы государством была дана возможность вести бизнес безопасно, заключает Александр Селютин. А бизнесу в свою очередь надо знать свои слабые стороны и устранять их заранее, тогда любая проверка станет рядовым случаем.
Кошмар отступает?
Как напоминает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева, девять лет прошло с известной фразы: “Хватит кошмарить бизнес!” Для защиты предпринимателей от излишней активности правоохранительных органов даже ввели специальный пост бизнес-омбудсмена. И вот теперь, похоже, ситуация меняется. Законопроекты, которые обсуждали Владимир Путин и Борис Титов, вполне можно назвать историческими.
Помимо сокращения плановых проверок на треть, предлагается запретить изымать сервера и жесткие диски на время следственных мероприятий. Эта опция часто применялась в нечестной конкурентной борьбе, где правоохранители выступали на одной из сторон бизнес-конфликта. Каждому предпринимателю известно, какие убытки ведет остановка работы сервера даже на один час. Теперь с этим будет покончено.
Но главные поправки, безусловно, касаются гуманитарного аспекта отношений бизнеса и власти, полагает Татьяна Минеева. Президент предложил освобождать из под стражи бизнесменов, в отношении которых не ведется активных следственных действий. В настоящие время в аппарате бизнесрмбудсмена находится сотни, если не тысячи обращений предпринимателей, находящихся под стражей.
Кроме того, бизнес-объединения такие как “Деловая Россия” смогут защищать своих членов в судах. Это очень важный шаг на пути становления корпоративной солидарности предпринимательского сообщества в нашей стране.
Так что, заключает Минеева, можно с уверенностью сказать, что в коридоры власти наконец пришло понимание того, что бизнес-сообщество один из главных столпов экономики будущего. Какими бы ни были цены на углеводороды на мировых рынках, развитие внутреннего предпринимательства это залог экономического развития и, как следствие, политической стабильности в стране.