Призрак третьего Майдана

Геннадий Петров
18 октября 2017, 18:17

В Киеве, почти в годовщину первых двух Майданов, вновь появились палатки и протестующие. «Злочинна влада», которую на этот раз собрались свергать разгневанные массы и спрятавшийся за их спинами союз обиженных властью олигархов и политиков – это президент Петр Порошенко. Правда, пока «гнев народа» не производит такого же внушительного впечатления начинающейся революции. Велика вероятность, что протест сдуется, толком и не начавшись. Но если будет иначе и он наберет силу, последствия этого для государства будут очень далеко идущими

Игорь Яшкин/ТАСС
Украина. Киев. 18 октября 2017. Сотрудники полиции у здания Верховной рады, у которой в Мариинском парке сторонники оппозиции организовали палаточный лагерь
Читайте Monocle.ru в

Депутатов оказалось не жалко

Анонсированный Михаилом Саакашвили третий Майдан начался, как своего рода представление по мотивам второго. В 2013 году протесты против Виктора Януковича начинались у Кабинета министров и стен Верховной рады, постепенно переместившись на Майдан. Так и теперь митинги и палаточный городок возникли возле стен парламента. Те же призывы стоять до конца, те же полевые кухни, та же лексика в выступлениях ораторов, та же эстетика протеста. Только вот власть другая, поумневшая и явно наученная горьким опытом своей предшественницы.

Порошенко, создается впечатление, полон решимости не допускать ошибок своего предшественника. С одной стороны, он продемонстрировал силу: к Верховной раде пригнано внушительное количество полицейских и бойцов Нацгвардии. Протестующих даже попугали салютом из пушек, якобы, устроенным в честь приезда в страну высокого гостя из Мальты.

18.10.2017 Сторонники оппозиции организовали палаточный лагерь в центре Киева tass_23619056.jpg Zuma\TASS Автор: Serg Glovny
18.10.2017 Сторонники оппозиции организовали палаточный лагерь в центре Киева
Zuma\TASS Автор: Serg Glovny

Вместе с тем, излишнюю жесткость, в которой упрекали «Беркут» за эпизод «побили дітей» в начале «второго майдана» осенью 2013 года, полицейские не демонстрируют. Протестующим дали отвести душу на депутатах Верховной рады. Впрочем, серьезных избиений народных избранников, во всяком случае, пока, к счастью не было.

Игра на опережение

А самое главное, Порошенко попытался идейно обезоружить новый Майдан. Первые два, как известно, начинались с четко определенных требований. В 2004 году майдановцы требовали честных выборов (читай – победы Виктора Ющенко), в 2013-м – заключения соглашения о евроассоциации. Теперь же лидеры протестов, Михаил Саакашвили, Юлия Тимошенко и маячащий за их спинами ограбленный и униженный президентом олигарх Игорь Коломойский мучаются от отсутствия креатива. Непонятно от чего плясать, что такого потребовать от «злочинной влады».

На сегодня лидерами протестующих сформулировано два требования: принятие закона об антикоррупционном суде и снятие депутатской неприкосновенности. Проблема только в том, что оба эти требования никак не могут быть названы судьбоносными, способными увлечь миллионы украинцев. Это совсем не то, ради чего обычный обыватель готов выйти на протест. О необходимости снять депутатскую неприкосновенность в Верховной раде говорят чуть ли не с 1991 года, к созданию учреждений, призванных заниматься борьбой с коррупцией (а на самом деле, занимающихся чем угодно, но только не этой борьбой) украинцы тоже привыкли. Но на эти мечты нынешнего недомайдана президент уже покусился.

Закон об антикоррупционном суде уже рассматривается Верховной радой и заминка с ним связана не со злой волей Порошенко, а с ожиданием отзыва из Европы, от Венецианской комиссии. А закон о снятии депутатской неприкосновенности президент оперативно внес, как только у стен Верховной рады начались столкновения. Разумеется, Саакашвили может говорить, что это не тот закон, так как распространяется на следующий, а не на нынешний состав Верховной рады. Но все равно, получается убедительно только для самых убежденных и фанатичных ненавистников Порошенко. А таковых в стране не так уж много.

Последний майдан

Кроме того, у организаторов нынешних протестов есть трудности чисто организационного плана. Во-первых, их медийный ресурс значительно слабее, чем у майдановцев 2004-го и 2013-го годов. Порошенко, в отличие от Кучмы и Януковича, удалось основательно зачистить под себя украинскую прессу. Показывающих как участники протестов получают деньги (а платная массовка у Верховной рады, похоже, есть, что само по себе говорит о проблемах организаторов нового Майдана), сейчас много больше, чем тех, кто расскажет об их героизме. Во-вторых, нынешние протесты очень напоминают события 2004-го года. Тандем Саакашвили-Тимошенко уж очень напоминает тандем Ющенко-Тимошенко. А горького разочарования в Викторе Андреевиче участники «оранжевой революции» не забыли.

Таким образом, в начавшемся противостоянии Порошенко пока определенно выглядит более сильной стороной. Но не следует забывать, что простых комбинаций в украинских политических играх не бывает. Нынешняя власть, как и власть Януковича – не монолит. Внутри нее идет своя схватка бульдогов под ковром. Сейчас видимый контур этой схватки – противостояние между союзниками, пропрезидентским блоком Порошенко и Народным фронтом Александра Турчинова. Первый в случае чего готов пойти и на досрочные парламентские выборы, второго, учитывая его невеликий рейтинг, этот вариант не устраивает.

Полиция у Верховной рады Украины tass_23619531.jpg Игорь Яшкин/ТАСС
Полиция у Верховной рады Украины
Игорь Яшкин/ТАСС

Поэтому Турчинов и его сторонники считаются сторонниками радикальных решений, лишь бы побольше удержаться у власти. Есть еще министр внутренних дел Арсен Аваков, который, как считают некоторые политологи, ведет свою, не очень пока понятную игру.

Одним словом, в украинской политике начинается интересное время. Чем оно закончится – предсказать невозможно. Единственное, что можно утверждать с высокой долей вероятности: если третий Майдан выльется хотя бы в такое же кровопролитие, как второй, для Украины как государства он станет последним.