Минтруд решительно выступил против Минфина и ЦБ

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
19 октября 2017, 11:44

Как заявил глава Минтруда Максим Топилин, он выступает против инициативы Минфина и Центробанка по автоматическому включению работников в программу отчисления взносов с зарплаты на накопительную часть пенсии. Такая инициатива содержится в концепции развития пенсионной системы, предложенной ведомствами, сообщает Finmarket.

Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин во время выступления на расширенном заседании коллегии Министерства труда РФ
Читайте Monocle.ru в

Некорректная конструкция

«Мы считаем, что все, что связано с накопительной пенсией, это добровольное дело каждого работника. Или договоренность с работодателем, в том числе. Но нельзя ни работника, ни как предлагается через трудовой договор — через работодателя, — нельзя законодательно обязать формировать пенсионные права в накопительном компоненте», — заявил глава министерства. Он напомнил, что пока предложения существуют только в рамках концепции, и в бюджете на трехлетний период мораторий на формирование накопительной части пенсии предусмотрен по старой схеме».

По словам Максима Топилина, накопительная пенсия должна быть либо личным выбором работника, либо предметом добровольного соглашения работника и работодателя. «Нельзя в силу закона платить один процент, или сказать — что там было в последнем варианте? — что работодатель должен обязательно договориться с работником. Ну как можно обязательно договориться? Нельзя заставить договариваться, — подчеркнул министр.

Учитывая тот факт, что накопительная часть пенсии действующим законодательством «заморожена» по 2019 год, ее судьба в рамках планируемой пенсионной реформы неоднозначна, считает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Пенсионный фонд РФ на сегодняшний день и так имеет дефицит,  и для его покрытия уже организованы трансферты из Фонда национального благосостояния.

Минтруд, защищая права работника, выступает за его право самостоятельно определять необходимость отчисления в накопительную часть пенсии, тогда как Минфин и ЦБ склоняется к включению данных отчислений в автоматическом порядке. По идее, позиция Минфина и ЦБ позволит наполнить НПФ средствами работающих граждан, которые в дальнейшем должны быть использованы, как «длинные» деньги для обеспечения роста российской экономики и развития инфраструктуры. Но, по словам эксперта, текущая деятельность НПФ не всегда прозрачна, поэтому создание такого инвестиционного ресурса, за счет населения, доходы которого сокращаются уже несколько лет подряд, может привести к очередному социальному потрясению, когда обнаружится, что средства, вложенные в НПФ, «растворились» в очередной раз.

Впрочем, отмечает Андрей Коптелов, и сама юридически конструкция, предлагаемая Минфином и ЦБ, не очень логична, так как навязывается необходимость включения в трудовой договор между работником и работодателем, которые являются независимыми экономическими субъектами, требования формировать накопительную часть пенсии. Проще признать, что реформа с накопительной частью не удалась, и планировать бюджет Пенсионного фонда РФ с профицитом, который должен передаваться на будущие периоды, ну а работник сам решит, сколько ему нужно накопить дополнительно «на старость».

Проблемы третьего уровня

Новый ИПК — это третий уровень пенсии, который формируется из средств граждан и работодателей, полагает директор развития агентской сети УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. В тех странах, где он есть, люди получают выбор: иметь пенсию больше — за свой и госсчет, или только государственную. Уточнение Минтруда касается именно принципа добровольности формирования ИПК и отказа от него (или входа в него) в любое время. Этот принцип, уверен эксперт, неизбежно будет корректироваться в пользу добровольно-принудительных отчислений, но чиновники готовы отслеживать случаи давления на работников.

Для самих работников участие в ИПК в ближайшие годы будет не совсем корректным предложением, 85% не имеют физической возможности откладывать лично, как и накопить из своих зарплат суммы, достаточные для увеличения пенсии (хотя бы 1000 р. в месяц). Остальные 15% населения частично не доверяют системе, где изменения идут ежегодно, частично уже формируют доппенсию. Реальных участников, уверен Звенигородский, будет немного, а новые реформы лягут на их плечи, что также ими осознается.

К сожалению, констатирует эксперт, о возможности выбора знают только сознательные граждане, а большинство снова будет своими деньгами закрывать дефицит ПФР и НПФ. Накопительный компонент и отношение к нему также не воодушевляет, а продолжение заморозки (нет новых взносов, работают только имеющиеся деньги на счету) к 2022 году серьезно осложнит работу по выплатам НПФам и ПФРу, ведь время накопления ещё не завершено и не успеет завершиться, а придется платить...