Схватка за платные дороги

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
19 октября 2017, 13:22
ИТАР-ТАСС/PHOTAS/PA Автор: Steve Parsons
Платный мост в Англии

Кто больше

Испанская строительная компания ACS предложила 18,6 млрд евро за испанского оператора платных дорог Abertis Infraestructuras SA. Это предложение значительно превышает 16,3 млрд евро, предложенные итальянской фирмой Atlantia Sp. ACS Actividades de Construccion y Servicios SA хочет при помощи этой покупки диверсифицировать бизнес. Сделка не только увеличит сеть его дорог на 8 тыс. км, но и позволит ему создать плацдарм в Бразилии, где у Abertis есть активы.

Формально сделкой занимается подразделение ACS, немецкая торговая фирма Hochtief. Она предлагает 18,76 евро за акцию Abertis. Акционеры Abertis могут получить наличные деньги или выбрать акции Hochtief, которые сейчас стоят 19,71 евро за акцию. В Мадриде сделку поддерживают, потому что она позволит сохранить Abertis в Испании.

Atlantia контролируется семьей Benetton. Она является оператором не только итальянских автодорог, но и двух столичных аэропортов. С учетом предполагаемых долгов испанского дорожного оператора и предложения Atlantia, стоимость Abertis можно оценить примерно в 34,4 млрд евро. Согласно данным агентства Bloomberg, это самая крупная сделка по слияниям и приобретениям (M&A) в 2017 году.

Высокие дивиденды

«Предложение ACS ожидалось, а вот предложенная цена оказалась неожиданно высокой,- уверен аналитик миланской финансовой компании IG Markets Винченцо Лонго.- Вступать в торги для Atlantia рискованно».

ACS и Hochtief пытаются переманить акционеров Abertis на свою сторону обещаниями высоких дивидендов. Сейчас они составляют примерно 1,7% от стоимости акций. Руководство же Hochtief обещает увеличить их в несколько раз, примерно, до 7-9%. Начиная со следующего года, немецкая компания намерена приблизить сумму выплачиваемых акционерам дивидендов к 90% от прибыли. В случае успешного завершения сделки суммарный годовой доход компаний вырастет до 24,8 млрд евро. Акции объединенной компании будут торговаться во Франкфурте, где находится штаб-квартира Hochtief.

Политический кризис в Испании, связанный с сепаратистским движением в Каталонии, негативно сказывается на ситуации со сделкой, поскольку он повышает стоимость кредитов и делает инвестиции в королевство более рискованными. Из-за угрозы отделения Каталонии Abertis планирует перевести штаб-квартиру компании из Барселоны в Мадрид. Там же базируется компания ACS, возглавляемая Флорентино Пересом.

Продажа активов

Стоимость акций Abertis после предложения Hochtief, 72% акций которого принадлежат ACS, выросла на 7% до 18,84 евро за акцию. Стоимость акций самого ACS тоже увеличилась – на 5,2% до 33,06 евро за акцию; а акции Hochtief подорожали на 1% до 151 евро. Капитализация компании, таким образом, выросла до 9,7 млрд евро. Акции четвертого потенциального участника сделки – Atlantia, напротив, снизились на 1,2% до 26,91 евро за акцию. После завершения сделки ACS, не исключено, продаст часть активов Abertis. В первую очередь, речь идет об акциях Cellnex Telecom SA и Hispasat SA.

Atlantia, по информации источников, знакомых с положением дел, не будет торопиться с принятием решения, как реагировать на контрпредложение ACS: поднять ставки или отказаться от покупки. Итальянцам уже удалось заручиться поддержкой ряда крупных акционеров Abertis, включая принадлежащий испанскому миллиардеру Хуану-Мигелю Виллару Миру инвестиционный фонд TCI Fund Management Ltd, а также договориться с рядом банков о финансовой поддержке. Так что средства для торгов с ACS у итальянцев есть.

Одобрение регулятора

Сейчас испанские регуляторы изучают предложение ACS. На то, чтобы одобрить или отклонить предложение Atlantia, сделанное еще в мае, им потребуется несколько месяцев. В случае покупки итальянцами объединенная компания будет контролировать более 14 тыс. км дорог на нескольких континентах, начиная от Рима и заканчивая чилийским Сантьяго. Ее годовой доход должен превысить 10 млрд евро.

Антимонопольные регуляторы в Брюсселе на прошлой неделе одобрили приобретение испанской компании итальянской фирмой Atlantia, но вступление в игру ACS меняет картину.