Блокчейн вызывает все больше вопросов

Арина Королева
23 октября 2017, 12:45

По словам министра Михаила Абызова, только в 2018 году правительство начнет делать выводы, насколько блокчейн будет развиться в работе госструктур. Аналитики между тем видят в разрекламированной технологии немало недостатков.

Сергей Фадеичев/ТАСС
Первое применение блокчейн может найти в межведомственном взаимодействии между ФНС и ГИБДД с их современными базами данных. На фото: Исполняющий обязанности командира 4-го специализированного батальона ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по Москве майор полиции Александр Рудковский во время проверки документов водителя в базе данных

Сегодня промышленно ни одно из государственных ведомств блокчейн не реализовало, заявил ТАСС министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов, но «есть целый ряд направлений, таких как деятельность Росреестра, Роспатента, в которых применение блокчейна органично, потому что это позволит обеспечить защиту данных, скорость обновления данных в зависимости от запросов клиента», отметил министр. По его словам, сейчас на уровне правительства разрабатываются только принципы и подходы по реализации этой технологии и только в 2018 году можно будет сделать выводы, насколько блокчейн будет применим в работе правительства. 

Это достаточно осторожное выказывание контрастирует с безоговорочным принятием технологии блокчейн как некоего пропуска в счастливое цифровое будущее, впечатление которого создает ряд высказываний представителей элиты и политических кругов.

Самое главное в блокчейне, отмечает сооснователь проекта BitClave Василий Трофимчук,  — это не многократное копирование данных, не синхронизация этих данных между узлами, а вопрос доверия к этим данным. Автор цифровой криптовалюты Bitcoin Сатоши Накамото придумал, как именно вести распределенный реестр записей таким образом, чтобы записи в нем у всех были одинаковы и вызывали доверие. Именно вопрос доверия решается с помощью майнеров/хеширования/реплицирования/доказательства работы — и гарантируется, по большей части, за счет естественного желания майнеров зарабатывать деньги. Если некий пользователь решит  «взломать» блокчейн, ему придется столкнуться именно с желанием майнеров зарабатывать. 

Кажется, говорит эксперт, об этом принципе начинают забывать те, кто говорит о приватных блокчейнах, полуприватных и других. В принципе, технологию блокчейн можно уже сейчас внедрить в Росреестр или Роспатент. Но это будет просто блокчейн как структура данных. Речь идёт про упоминание в каждом подписанном документе хеша предыдущего документа, чтобы исключить запись документов в блокчейн задним числом. Кто будет обеспечивать надзор за тем, чтобы часть блокчейна не была перезаписана — пока непонятно. Важно понимать, заключает Василий Трофимчук, что блокчейн в биткоине сегодня — это нечто сложное и дающее гарантии надежности. А блокчейн в Росреестре — это просто структура данных без настоящих гарантий.

Наиболее важное преимущество технологии блокчейн заключается в распределенном реестре, отмечает учредитель АНО «ПравоРоботов», член экспертного совета по цифровой экономике при Госдуме РФ Никита Куликов, что сводит почти к нулю риск потери информации.

Тем не менее, у блокчейна есть и проблемные моменты, отмечает он. В качестве таковых некоторыми специалистами называются сам процесс верификации, означающий что информация заносится в блокчейн только после ее одобрения компьютерами, работающими по принципу администраторов в сети. Второй проблемный момент —  скорость прохождения транзакций и записи информации в блоки.

Однако такой дополнительный контроль необходим, в связи с тем что информацию все равно вводят люди и, следовательно, они не застрахованы от ошибок. А скорость транзакций, это  просто вопрос настройки, уверен Никита Куликов, и уже существуют разработки, увеличивающие скорость в сотни раз до уровня процессинга Visa или MasterCard, говорит он.

Конечно, соглашается, в свою очередь, основатель проекта Blockchain.ru Дмитрий Мацук, пока не под все задачи подходит технология блокчейн, но с точки зрения сохранности и неизменности данных технология, полагает он, уникальна. По его мнению, нужно начинать внедрение с наиболее подходящих областей применений. Например, сегодня разрабатывается блокчейн с перспективой применения в ГИБДД и ФНС. Она изменит документооборот между ведомствами и существенно минимизирует риски для граждан. В любом случае, первые шаги и пилотные проекты приведут к новым законам и полномасштабному внедрению, считает он.

Проблема согласования данных между ГИБДД и налоговиками действительно является достаточно острой, поскольку люди могут подолгу получать налоговые уведомления на проданные, а то и угнанные машины. Ее решение стало бы большим благом. Однако еще вопрос, пробьется ли и блокчейн, который теоретически может менять записи в базах обоих ведомств, сквозь барьеры между ними и преодолеть желание ФНС получить сверхдолжный налог. Ведь реальных проблем с получением нужных данных нет и сейчас.