Рост китайской экономики в сочетании с усилиями по снижению загрязненности атмосферы приведет к резкому росту потребления газа Китаем в следующие двадцать лет, утверждает OP со ссылкой на аналитиков и прогнозы авторитетных организаций и фирм. Последний такой прогноз сделал аналитик компании Sanford C. Bernstein & Co. Нил Беверидж: «Газовый рынок Китая вошел в новый золотой век. Темпы роста экономики в 2017 году значительно превзойдут темпы роста предыдущего года. Политика правительства по стимулированию использования газа начинает приносить свои плоды».
Ожидается, что потребление Поднебесной газа вырастет к 2020 году до 300 млрд м³ с 206 млрд м³ в прошлом году. К 2040 г. прогнозируется двукратный рост – до 600 млрд м³. После этого Китай, утверждают в Bernstein, обойдет по потреблению газа Америку и станет крупнейшим на планете потребителем голубого топлива.
Главным риском для ожидаемого всплеска спроса в КНР на газ может стать более энергичное, чем прогнозируется развитие возобновляемой энергетики. Оно сократит время, в течение которого природный газ будет служить «мостиком» между углем и чистой энергией в переходный период.
Резкий рост спроса на газ в КНР прогнозируют многие аналитики. Например, в Международном энергетическом агентстве (IEA) считают, что рост спроса на газ до 2022 года будет составлять 1,6% в год, причем, на Китай будет приходиться 40% этого роста. Потребление газа в КНР, по расчетам экономистов из IEA, к 2022 г. должно достичь 340 млрд м³. Из них импорт составит 140 млрд м³. Для сравнения: в 2016 г. Пекин купил голубого топлива ровно вдвое меньше – 70 млрд м³. Еще больше – втрое, по прогнозам IEA, увеличится к 2022 г. внутренняя добыча газа – с нынешних 65 млрд м³ до 200 млрд м³. Это позволит Китаю стать через пять лет четвертым производителем газа в мире.
Почву для скачка в импорте природного газа подготовило стремление Пекина улучшить состояние окружающей среды. В правительстве КНР утверждают, что в 2020 г. страна будет удовлетворять 10% потребности в энергии за счет газа, а еще через 10 лет может довести эту цифру до 15%. В 2015 г. доля газа в энергопотреблении составляла 5,9%.
Еще одна авторитетная в мире энергетики консалтинговая компания - Wood Mackenzie прогнозирует, что к 2035 г. спрос на газ в Поднебесной утроится.
«Неизвестно, сумеет ли Китай выполнить поставленные задачи,- сказала на недавнем Газовом саммите вице-президент WoodMac Керри-Энн Шэнкс, - но даже незначительный рост доли газа в энергопотреблении дает очень большие цифры. Если верить прогнозам, то спрос на газ в Китае к 2030 году может достичь 450–600 млрд м³».
Специалисты считают, подчеркивает ОР, что Пекину придется провести реформы газового рынка, чтобы повысить потенциал газа, сделать более дешевым и, следовательно, более конкурентным по сравнению с углем и нефтью. В WoodMac, например, полагают, что чем гибче и дешевле будет рынок сжиженного природного газа (LNG), тем больше выгод получат китайские импортеры голубого топлива.
Еще один прогноз по китайской энергетике содержится в «Энергетическом обзоре 2017» от компании от British Petroleum (BP). Аналитики британского энергетического гиганта считают, что к 2035 году доля угля в энергопотреблении КНР уменьшится с 64% (2015) до 42%, а газа вырастет до 11%. В ВР считают, что потребность в нефти в Китае через 18 лет увеличится на 61%, а в газе – на 186%. Авторы обзора считают, что примерно через два десятилетия Китай выйдет на второе место после США по добыче сланцевого газа.
Многие специалисты полагают, что в недалеком будущем Китай станет на газовом рынке тем же, чем он уже несколько лет является на рынке нефти, а именно ведущим потребителем с самым большим на планете ростом спроса. Конечно, точность прогноза о лидерстве Китая на газовом рынке, напоминает Oil Price, зависит от темпов роста китайской экономики, урбанизации, политики в области энергетики, предложения на мировом газовом рынке и, что очень важно, темпах развития возобновляемой энергетики.
Сейчас «Газпром» строит газопровод в Китай «Сила Сибири», рассчитанный на 38 млрд кубометров в год. Есть проекты «Сила Сибири-2» (бывший «Алтай») и газопровод с Сахалина, суммарная мощность которых должна быть аналогична «Силе Сибири». Однако, как сообщало издание EADaily, эти проекты под вопросом из-за изучения китайской стороной перспектив в плаен поставок СПГ. Как видно, есть и масштабные планы собственной добычи.
Конечно, наличие «под боком» российских возможностей поставок трубопроводного газа вряд ли останется невостребованным при столь быстром планируемом росте потребления. При этом Россия развивает и производство СПГ. Это особенно важно с учетом того, что газ нужен в дальних от РФ районах страны. А там у России много конкурентов. Выйти мощным рывком на китайский рынок СПГ намерены США, если верить энергетическому плану Трампа. Китай пытается под этими предлогами сбить цену на будущие поставки из России. «Газпром» же абсолютно правильно настаивает на европейских условиях. Только в рамках тех отношений стратегического партнерства, которые развиваются сейчас с Китаем, можно