«Операция преемник» сорвалась

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
25 октября 2017, 10:42

Главная интрига съезда китайских коммунистов так и осталась нераскрытой. В Пекине объявлено о переменах в высших эшелонах партийной власти, но имя преемника нынешнего главы компартии и страны Си Цзиньпина не названо. Это дает основания думать, что Си может сохранить власть и после 2022 года.

ТАСС
Председатель КНР и генсек партии Си Цзинипин не назвал имя преемника
Читайте Monocle.ru в

Время сомнений прошло

В Пекине закончил работу XIX Съезд КПК. Форум почти 90 миллионов китайских коммунистов, самой многочисленной политической организации на планете, как обычно в Поднебесной, обошелся без сюрпризов. Почти 2300 делегатов, собравшиеся со всех концов Китая, приняли несколько поправок к Уставу КПК, внеся в него идеи и имя нынешнего генерального секретаря ЦК Компартии Китая Си Цзиньпина и поставив его, таким образом, в один ряд с Мао Цзэдуном.

Именно кадровые вопросы вызывали наибольший интерес как заграницей, так и, наверняка, в самом Китае. Дело в ротации власти в Поднебесной и неписанном возрастном цензе, согласно которому кандидаты в высшие органы партии не должны быть старше 68 лет. Возрастные ограничения стали причиной замены большой части ЦК, Политбюро и пяти из семи членов Постоянного комитета (ПК) при Политбюро КПК, святая святых партийной власти.

Интриги добавляли и многочисленные слухи. Прежде всего о том, что Си, сконцентрировав в своих руках огромную власть и разбив за первые пять лет правления соперников и конкурентов, может попытаться сохранить за собой власть в партии и, естественно, в стране и после 2022 года. Тогда должен состояться юбилейный XX Съезд КПК и ему придет время уступать место Генерального секретаря, Председателя КНР и Председателя Центральной военной комиссии преемнику.

В последние 25 лет на всех нечетных съездах, которые проходили посередине 10-летнего срока правления генсеков, называлось имя преемника, который через пять лет сменит лидера. Но на этом съезде с самого начала были сомнения в соблюдении этой традиции, возникшие в результате слухов о том, что 64-летний Си не намерен в 2022 году отказываться от власти в партии.

От Дэна обратно а Мао?

Так и получилось. Преемник не назван. И мало того, среди нового состава Политбюро и ПК никто, считают наблюдатели, не подходит на роль преемника. Все пятеро новых членов ПК, которые будут руководить страной вместе с Си и премьером Госсовета Ли Кэцяном, через пять лет будут, согласно заведенному порядку, за пределами того возраста, который позволяет руководить партией и страной еще десятилетие. При этом, несмотря на почтенный возраст, у новичков нет должного авторитета и на своих постах они не обладают реальной властью. Как сообщает агентство «Синьхуа», новыми членами Постоянного комитета стали: глава канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу (67 лет), вице-премьер Ван Ян (62), директор Центра политических исследований при ЦК КПК Ван Хунин (62), руководитель организационного отдела ЦК КПК Чжао Лэцзи (60) и секретарь парторганизации Шанхая, Хань Чжан (63).

Наблюдатели обращают внимание на то, что в состав Политбюро, состоящего из 25 членов, все же введены более молодые коммунисты. Среди них выделяются 57-летний лидер парткома Чунцина Чэнь Миньэр и бывший помощник Си, а сейчас секретарь парторганизации Гуандуна 54-летний Ху Чуньхуа. Кроме них, в Политбюро выбраны и другие близкие сторонники Си: Лю Хэ, один из главных советников Си по финансовым и экономическим вопросам, и бывший глава МИД КНР Ян Цзечи.

Система десятилетних периодов пребывания у власти была введена в 1992 году Дэн Сяопином, который надеялся таким способом укрепить стабильность после кровавых событий на площади Тяньаньмэнь. После смерти Дэна Сяопина в 1997 году по такой смене власть в Поднебесной менялась дважды. Оба раза все прошло безболезненно и гладко, к чему и стремился Дэн. В 1992 году в ПК был введен Ху Цзиньтао, который сменил через десять лет Цзяна Цзэминя. Си Цзиньпин был введен в ПК в 2007-м. и сменил Ху в 2012-м.

Конечно, Си может назвать своего преемника в любой момент. Но то, что он сделал первый шаг на пути отказа от неофициальных традиций и не объявил имя преемника на съезде, говорит о другом. Это значит, считают многие, что Си Цзиньпин может попытаться вернуться к автократической системе управления партией и государством, существовавшей до 1992 года. Причем, руководить можно, не только находясь на «троне», т.е. возглавляя КПК. Китайская история полна примеров, когда страной руководили из-за кулис.

Власть в иной конфигурации

Есть и другая причина, по которой председатель Си мог не объявить сейчас имя преемника. Даже не собираясь оставаться во главе партии и страны после 2022 года, он, вполне возможно, не хочет сейчас ослаблять свою власть, к чему может привести слишком раннее назначение преемника.

Мировая пресса оживленно обсуждает китайский съезд. Рассматриваются разные варианты. Си может остаться у власти в партии в 2022 году, но отказаться от поста председателя КНР. Он также может попытаться сохранить через пять и еще один свой важный пост – председателя ЦВК. Сохранение двух постов из трех позволит ему сохранить фактическую власть не только в партии, но и в государстве. К тому же, за пять лет Си Цзиньпин может придумать для себя какой-нибудь другой важный пост, который позволит ему сохранить власть, формально не нарушая четвертьвековых традиций ее смены.

Обратил на себя внимание еще один любопытный момент. Для сохранения власти Си понадобятся союзники. Конечно, многие из новых членов Политбюро и ПК считаются его сторонниками, но в новом составе высших органов партии нет ряда верных соратников, уже доказавших преданность лично ему. Объяснения здесь могут быть различными. Либо генсек все же не собирается на третий срок, либо он считает себя достаточно сильным и не нуждающимся в близких союзниках.

Отправлен в отставку председатель Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины (ЦКПД) Ван Цишан, который последние пять лет возглавлял борьбу с коррупцией. Говороили что из-за Вана, которому уже 69 лет, могли повысить возрастной ценз. Однако этого не произошло.Опять же по слухам, без которых в Китае никуда, родственники Ван Цишаня замешаны в коррупции, а сам он серьезно болен. На посту главы ЦКПД Вана сменил Чжао Лэцзи.