Триумф протекционизма над здравым смыслом

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
29 октября 2017, 21:45

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

Успехи российской оборонки на внешних рынках (самыми яркими из которых стали пусть еще и не завершенные, но все-таки заключенные контракты о поставках С-400 американским союзникам Турции и Саудовской Аравии) не остались без внимания Вашингтона. Соединенные Штаты решили поучаствовать в конкурентной борьбе за оружейный рынок наиболее эффективным, с их точки зрения, способом.

Как заказывали

Государственный департамент США под руководством орденоносца Рекса Тиллерсона огласил полный список новых российских компаний и организаций, с которым запрещено иметь бизнес. Очередной пакет, по словам представителя Госдепа, нацелен против структур, которые являются либо частью российского разведывательного и оборонного сообщества, либо действуют в его интересах. Кроме того, санкции направлены «против серьезных финансовых операций с лицами в оборонном и разведывательном секторах российского правительства, включая продажу Россией высокотехнологичного оружия по всему миру». Неудивительно, что под американские ограничения попали российские спецслужбы, а также более 30 российских оборонных компаний, включая «Рособоронэкспорт», «Ижмаш», «Ростех», «Калашников», «МиГ», «Туполев», «Сухой». Причем, по уже ставшей в США традиции, бизнес с указанными структурами запрещено вести не только американским компаниям, но и международным. Если кто-то нарушит предписание Вашингтона, то он попадает под американские санкции и штрафы. Отказ в выплате которых может повлечь уже прямые американские санкции против нарушителя, включая ограничение доступа на американский рынок.

В итоге администрация Трампа убивает сразу нескольких зайцев. Во-первых, наконец-то исполняет наказ Конгресса об ужесточении давления на Москву. Конгрессмены еще в июле приняли соответствующий билль, и долгое время возмущались отказу Трампа его исполнять. «Если они (администрация Трампа – Эксперт Online) не будут сотрудничать, то мы предпримем новые действия», - говорил председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Джон Маккейн. Эти действия могли включать в себя как более обязывающие законы о санкциях против РФ, так и различные удары по позициям исполнительной власти. Дональду Трампу сейчас лишние проблемы не нужны – в Конгрессе и без того гуляют идеи о том, что президента нужно еще раз обокрасть на полномочия. Например, лишить права начинать войну с КНДР без согласия Капитолия.

Во-вторых, Дональд Трамп защищает американскую оборонку от ставших чересчур востребованными на внешних рынках российских конкурентов. «В случае с Россией санкции США - не столько политическое оружие, ибо оно не работает, сколько средство конкурентной борьбы и акт экономической войны. Вводя санкции против наших военных предприятий, США хотят сохранить свои рынки оружия. Сильно напуганы возможностью поставок С-400 их союзникам», - говорит член Совета Федерации Алексей Пушков.

Политическое оружие

Преимущество российских вооружений не только в сочетании цены и качества, но еще и в политической надежности. Ни для кого не секрет, что контракт на поставки систем вооружения не оканчивается самими поставками. Страна-поставщик затем проводит обслуживание, продает детали и т.п. И если она привязывает дальнейшее исполнение контракта к политической целесообразности (как делали США в отношении Египта), то ценность этого оружия резко падает, что показала судьба европейских вертолетов в Иране, которые уже много лет стоят на приколе из-за отсутствия запчастей. За Кремлем тоже есть грешок (отказ поставлять С-300 в Иран), однако Россия сделала выводы из тех ошибок и больше их не повторяет.

В свою очередь, наличие такого конкурента для Соединенных Штатов очень неприятно. Некоторые эксперты, например, уже пишут, что российско-турецкие оборонные контракты символизируют желание Турции диверсифицировать не только поставщиков оружия, но и геополитический курс. Аналогичные разговоры идут и в отношении Саудовской Аравии, которой очень нужны тесные политические отношения с Москвой для сдерживания Ирана (ибо на США, как показала курдская история, надежды особой нет). Если Россия к тому же докажет свои политические возможности (например, через достижение внутрисирийского соглашения между всеми приличными сторонами), то Кремль вообще становится альтернативным центром силы. А это уже серьезный удар по американскому глобальному доминированию. Поэтому американцы не только давят на Россию, но и пытаются ввести законодательные ограничения на сотрудничество с Москвой третьих стран.

Для Кремля, конечно, эти санкции могут оказаться достаточно болезненными. Но лишь в том случае, если эти третьи страны готовы будут их соблюдать. История с предпоследним пакетом американских санкций (где США пытались заставить Евросоюз покупать американский сжиженный газ и отказаться от Северного потока 2) вынудило даже кроткую Европу поднять голос и заявить, в каком месте она видела эти санкции.

Именно поэтому Москва из этих конвульсий даже может извлечь свои дивиденды. Чем более пылкой и менее аргументированной будет американская санкционная политика в отношение РФ, тем больше она будет вызывать отторжения в мире. И тем больше европейские, ближневосточные, азиатские и (чем черт не шутит) некоторые постсоветские элиты будут задумываться о том, что пора вести более самостоятельную политику, по крайней мере на российском направлении.