Не слишком они и системные...
Проект постановления правительства об утверждении критериев определения системообразующих организаций российской экономики и их «дочек», которые в обязательном порядке должны находиться в юрисдикции РФ (разработан МЭР и Минфином), получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Об этом рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с соответствующим докладом первого вице-премьера Игоря Шувалова президенту.
Отказ от идеи аргументируется тем, что принудительный перевод широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создаст значительные риски для экономики страны в целом за счет ослабления конкурентных позиций на мировых рынках и неисполнения контрактов во внешнеэкономической сфере. В связи с этим утверждение единых критериев «системности» организаций признано нецелесообразным, говорится в документе.
Еще осенью 2015 года РСПП высказал позицию, причем уже вторично, согласно которой принудительная деоффшоризация должна касаться только предприятий ОПК либо компаний, у которых на долю гособоронзаказа приходится более 50% выручки за трехлетний период.
Среди крупнейших российских компаний, говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, то таких, которые находятся в собственности резидентов и управляются непосредственно из России (без оболочек и посредников, зарегистрированных на Кипре или Виргинских островах) — порядка 48%. Даже для развивающихся стран это очень низкий показатель. И даже без учета того, что эти компании являются в большинстве своем либо государственными (то есть на долю государства в капитале приходится более 50%), либо с государственным участием в капитале.
Это, как правило, компании, работающие с недрами, в сфере энергетики, а так же производства, связанного с ОПК. К слову, сейчас компаний-резидентов действительно стало больше, после введения санкций, в первую очередь связанных с Ростехом. Остальные 52% крупнейших российских компаний либо напрямую контролируются зарубежным собственником, либо через компании-оболочки (владелец находится в России, как и компания, однако в структуре собственности его представляет офшор).
Оффшоры, подчеркивает Кирилл Яковенко, предпочитают без исключения все компании, связанные с высокотехнологичным производством, IT, практически все промышленные группы, имеющие добывающие или обрабатывающие активы за пределами России. Почти всегда управление бизнесом происходит через оффшоры при условии участия в капитале иностранного инвестора, примером такого может служить АвтоВАЗ, контролируемый «Альянсом» и Ростехом через оффшор.
Острова пошли на соглашение
Но, как считает Кирилл Яковенко, отмененная законодательная инициатива действительно не имеет смысла, поскольку госкомпании и так максимально репатриированы за последние несколько лет.
Совсем другой вопрос, указывает Кирилл Яковенко, это контроль над деятельностью самих оффшоров. В большинстве своем они действительно создаются в рамках с СП с иностранными инвесторами, либо обслуживают дочерние организации, например, российских нефтедобывающих компаний, осваивающих месторождения за пределами РФ. Но есть и оффшоры-копилки, наличие которых не может не напрягать государство.
Как напоминает аналитик, на 2017 год намечен старт полномасштабного автоматического обмена налоговой информацией, в том числе и с оффшорами. В основном «копилки» российского бизнеса расположены на Кипре и на Виргинских островах. Кипр уже давно подписал соглашение и готов предоставлять налоговые данные ФНС, а вот Виргинские острова сделали это лишь совсем недавно. Надо сказать, что дата подписания соглашения удивительным образом совпала с решением об отказе от законодательной инициативы по репатриации средств госкомпаний.