Политика Эр-Рияда, направленная на ограничение добычи нефти, приносит плоды. Цена «бочки» достигла почти двухлетнего максимума и, по мнению специалистов, вполне может закрепиться на высоком уровне. Для повышения цены нефти саудитам пришлось пойти на большие жертвы. Являясь организатором соглашения, они, естественно, вынуждены показывать пример и выполнять все его условия. Между тем, это приводит к потере традиционных рынков сбыта, которые потом придется с большим трудом отвоевывать у конкурентов.
Сначала саудиты уступили крупнейший нефтяной рынок планеты – Китай России, которая занимает первое место среди экспортеров нефти в КНР уже семь месяцев подряд. Мало того, КСА уступило даже второе место по поставкам черного золота в Поднебесную Анголе и откатилось на третье место.
В конце прошлой недели стало известно о потере лидирующего положения и на другом крупном нефтяном рынке – американском. В сентябре Ирак отправил в США на 2,9 млн баррелей сырой нефти больше Саудовская Аравия, а в октябре еще больше увеличил отрыв и опередил ее уже на 3,2 млн баррелей.
До второй половины прошлого года Саудовская Аравия, которая является неофициальным лидером ОПЕК, не предпринимала никаких усилий по ограничению добычи нефти. Соглашение между членами картеля и рядом нефтедобывающих стран, не входящих в него, было подписано лишь в конце 2016 года, в последний день осени. Считается, что Эр-Рияд останавливала потенциальная потеря ведущего положения на рынках и что пойти на большой риск саудитов заставил кризис и огромный дефицит бюджета, вызванный низкими ценами на «черное золото». Однако у поворота КСА на 180° есть и другая, не менее, а, может быть, даже более важная причина.
Чем ближе 2018 год, тем больше разговоров и новостей об IPO саудовской нефтяной компании Aramco, которое намечено на следующий год и скорее всего станет самым крупным первоначальным размещением акций в истории. Намечено продать 5% акций компании. Конечно, о сумме говорить рано, но сейчас чаще всего называются 100 млрд долларов. Для этого, правда, госкомпания, которую многие называют главной жемчужиной в аравийской короне, должна быть оценена в 2 трлн долларов. По мнению, большинства экономистов эта цена в 1,5-2 раза завышена, но даже 50-миллиардное IPO будет рекордным. Оно вдвое превысит нынешнее рекордное размещение – китайской компании Alibaba, которая стала публичной компанией в 2014 году. Даже при триллионной капитализации Aramco будет самой дорогой компанией планеты. Капитализация крупнейшей частной компании – Apple составляет сейчас 830 млрд долларов.
Aramco добывает более 10 млн баррелей нефти в день и приносит королевству ок. 90% доходов. На долю этой компании, утверждает журнал Fortune, приходится каждый девятый баррель нефти, добытой на планете. Она ежечасно отправляет поставщикам 130 тыс. баррелей. Aramco - единственная нефтедобывающая компания в мире, которая способна мгновенно нарастить добычу. Именно для повышения капитализации Aramco к следующему году Эр-Рияд и организовал соглашение по ограничению добычи нефти членами ОПЕК и рядом нефтедобывающих стран, не входящих в картель.
Борьба за право провести астрономическое IPO развернулась между фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. Однако сейчас стало известно, что конкуренцию финансовым центрам планеты, причем, конкуренцию, судя по всему, очень серьезную, может составить биржа ценных бумаг в Эр-Рияде – Tadawul. Президент Tadawul Халид аль-Хуссан рассказал корреспонденту Financial Times (FT), что хотя окончательное решение о месте проведения размещения будет приниматься на самом высоком уровне, риядская биржа уже полным ходом готовится к этой процедуре.
«Tadawul уже является крупнейшей фондовой биржей региона,- подчеркнул Хуссан.- Мы хотим стать эксклюзивной площадкой для Aramco и предпринимаем необходимые для этого шаги».
FT не так давно уже сообщали, что в Эр-Рияде склоняются к отказу от IPO за границей, хотят продать акции в частном порядке стратегическим инвесторам и зарегистрировать Aramco на Tadawul. Что же касается международного IPO, то оно может, объясняют FT со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией, подождать или даже вовсе будет отменено. Пока, считают наблюдатели, вариант двойного размещения выглядит предпочтительнее.
Халид аль-Хуссан объяснил, что домашнее IPO вполне соответствует плану кронпринца Мохаммеда бен Салмана превратить королевство в главный мировой центр для инвестиций. IPO крупнейшей нефтедобывающей компании является и одним из важных пунктов амбициозной программы реформ будущего короля – Vision 2030.
Первоначальное размещение акций Aramco является краеугольным камнем экономических реформ в королевстве. Деньги от продажи акций намечается вложить в недобывающие секторы саудовской экономики. Правительство КСА прилагает большие усилия для того, чтобы привлечь на биржу Tadawul, на которой доминирует торговля сырьем, как можно больше институциональных инвесторов. Самый крупный финансовый рынок Ближнего Востока стремится стать более открытым для зарубежных инвесторов. Этой цели служит, например, включение риядской биржи в индекс развивающихся рынков MSCI уже в июне 2018 года. Естественно, IPO Aramco на Tadawul поможет Саудовской Аравии упрочить свои позиции на главных финансовых рынках планеты. Одним из плюсов домашнего размещения является и то, что оно поможет избежать очень строгих правил IPO на биржах Нью-Йорка и Лондона. Минусом может стать то, что при размещении в Эр-Рияде придется, не исключено, выставить на продажу меньше 5% акций Aramco. Дело в том, что Tadawul значительно уступает фондовым биржам в Лондоне и Нью-Йорке и может просто не осилить такие астрономические суммы.