Армянское «и-и»

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
28 ноября 2017, 22:24

Ереван хочет развивать отношения с ЕС при сохранении стратегического партнерства с Россией. Москве нужно правильно реагировать на такую позицию

Очередной саммит Восточного партнерства (ВП) вряд ли привлек бы такое внимание СМИ, если бы на нем не был создан прецедент. И прецедент этот не в том, что страны Восточного партнерства получили перспективу членства в ЕС – и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, и министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявили о том, что членства в обозримом перспективе не будет. Прецедент даже не в том, что страны-подписанты Соглашений об Ассоциации с ЕС отчитались о реальной пользе для их экономик от этой ассоциации – пользы особой нет, одна головная боль и убытки, в том числе и территориальные.  

Прецедент в том, что на этом саммите Армения и ЕС подписали соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Это «первое в своем роде соглашение, которое Европейский союз заключает с государством-членом Евразийского союза», - заявила глава европейской дипломатии Федерика Могерини. Важность этого была настолько велика, что церемонию подписания согласованного еще в феврале соглашения перенесли аж на ноябрь, на саммит ВП.

В чем же важность этого подписания? В том, что Евросоюз с его помощью пытается убить нескольких зайцев одновременно. И большая часть этих зайцев – не армянская, а российская.

Так, посредством инкорпорации Армении ЕС рассчитывал доказать всем сомневающимся после украинского и молдавского европровалов, что европейская интеграция еще может быть привлекательной для внешних членов. Даже для тех, которые вовлечены в альтернативные интеграционные проекты – прежде всего российские, делающие упор не на идеи и ценности, а на деньги и рынки.

И ЕС, в общем-то, доказал. Подписавшие соглашение армянские политики расточали комплименты Европе и ее проекту. «Документ является крепкой правовой основой для укрепления политического диалога, расширения экономического сотрудничества, создания новых возможностей для торговли и инвестиций, - заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. — Армения привержена углублению отношений с Евросоюзом во всех сферах».

Трехходовочки

Однако Брюссель шел на подписание этого соглашения не только ради комплиментов, но и для поддержки своих сторонников внутри Армении. Мало для кого является секретом, чточто Европа давно пытается оторвать Ереван от России и лишить Москву последнего союзника на Южном Кавказе. Сейчас для попытки отрыва возникли идеальные условия: в последнее время между Арменией и Россией наблюдаются очень серьезные шероховатости. И, к счастью для ЕС, причиной этих шероховатостей является не какой-то ситуативный момент, а объективное нежелание части армянского общества воспринимать реальность российско-армянского союза.

Отношения могут быть равноправными с юридической точки зрения, но они никогда не будут равноправными с политической. Просто потому, что масштаб политик двух государств совершенно разный. И часть армян (накрученных к тому же слишком глупыми или же слишком жадными до европейских денег активистами) искренне не понимает, как стратегический союзник Россия может вообще развивать отношения с враждебным Азербайджаном. Или, тем более, продавать Баку вооружения, из-за которого гибнут армянские парни (при том, что никаких эмбарго на поставки оружия Азербайджану нет, а продажа именно российского, а не турецкого оружия, снижает риск начала большой армяно-азербайджанской войны, в ходе которой погибнет куда больше армянских парней).

Видит ЕС и то, что Кремль не способен погасить эти настроения. Прежде всего, из-за отсутствия системной политики в отношении армянских элит (которых нужно воспитывать и обучать, а не оставлять вариться в атмосфере осажденного государства, порождающей узкий взгляд на внешний мир).

В этом плане подписание соглашения должно как усилить проевропейских активистов, так и подарить населению надежду на то, что, возможно, хотя бы у ЕС получится заставить армянские власти провести системные реформы и превратить армянский олигархат в нормальное демократическое развивающееся государство. Армянская оппозиция (в том числе и та, которая призывает к выходу из Евразийской интеграции) обещает внимательно следить за исполнением Ереваном своих обязательств по Соглашению – в частности, за проведением судебной реформы.

Наконец, в Евросоюзе надеялись провернуть изящную трехходовочку, благодаря которой Россия сама толкнет Армению к ним в руки. В Брюсселе прекрасно понимали, что Москва негативно воспримет евроустремления Еревана, и были уверены в том, что российские ура-патриоты и трезвые, но работающие в интересах Азербайджана эксперты, разродятся гневными заявлениями, оскорблениями и угрозами. Так оно, в общем-то, и произошло, вызвав ответные резкие заявления со стороны армянской общественности.

К счастью, эти «роды» были не тотальными – излишне эмоциональных патриотов вовремя успокоили, и за них принесли извинения. В целом же Москва и Ереван смогли нивелировать негативные последствия подписания этого соглашения. Во многом благодаря трезвости первой и умеренности первой.

Трезвость и умеренность

России, конечно, не нравятся евроустремления Армении, однако Кремль прекрасно понимает, что подписание соглашения с ЕС не означает (как в случае с Украиной) переориентацию армянской внешней политики и вхождение ее в европейский антироссийский лагерь. Армения попросту не может позволить себе такую блажь, ведь ЕС не способен гарантировать безопасность Армении от соседних тюркских государств, а Россия способна. Только она и способна. И гарантирует – как в военном плане (через российскую военную базу, дислоцированную в Армении) так и в политическом (через донесение до Азербайджана последствий возобновления полномасштабной войны).

Именно поэтому Ереван сделал все возможное для того, чтобы это соглашение не ущемляло ни интересы России, ни интересы Евразийского союза. Например, (в отличие от проекта соглашения об ассоциации, который Армении предлагали в 2013 году), нынешнее Соглашение на содержит положения о Зоне свободной торговли.

Смысл для Армении соглашения с ЕС в том, что Ереван хочет просто немного диверсифицировать свои внешнеполитические контакты, и развивать их по принципу «и-и», а не «или-или». В Ереване уверены в том, что могут развивать крепкие отношения с Европой (на долю которой в первом полугодии 2017 года приходилось треть армянского экспорта и около половины импорта) и одновременно поддерживать стратегический союз с Москвой. Ничего страшного и крамольного в этом нет, а есть лишь плюсы и возможности.

Очевидный плюс в том, что это соглашение позволит отдельным гордым и горячим армянским головам думать, что Армения свободна в выборе своих внешнеполитических партнеров. А значит, меньше гонора и обид будет с армянской стороны. Кроме того, успешная реализация принципа «и-и» позволит разрушить один из важнейших мифов, продвигаемых Западом. Миф о том, что Москва принуждает постсоветские страны даже не смотреть в сторону ЕС, и наказывает их за непослушание – кого санкциями, а кого «вежливыми людьми». Россия долгое время объясняла, что она против лишь такого варианта сотрудничества соседей с внешними игроками, при котором стороны сотрудничают против России. И если сейчас Армении и Белоруссии удастся реализовать вариант уважительной диверсификации, то и палок в колеса от Кремля не будет, а весь мир увидит ложь западной пропаганды. И прежде всего его увидит общество постсоветских стран, которое выступит против политики «или-или», проводимой элитами той же Молдавии или Украины.

Однако, с другой стороны, у этого варианта есть и риски. Дав добро на укрепление связей союзников с Европейским союзом, Россия тем самым снимет пусть и хлипкие, но все-таки барьеры на пути проникновения западного влияния в эти страны. А значит, должна будет конкурировать с ними на постсоветском пространстве, для чего ей не хватает опыта в деле мягкой силы. Ну что ж, это тоже вызов – надо учиться.