В последний день ноября в столице Австрии состоится саммит ОПЕК. Без особого риска можно предположить, что главное место в повестке его работы займет соглашение о снижении добычи нефти членами ОПЕК и странами, не входящими в нефтяной картель. Вернее, возможность его продления. Сделка, напомним, была заключена 30 ноября 2016 года на первое полугодие 2017 г. с возможностью продления. На майском саммите ОПЕК срок его действия был продлен еще на девять месяцев — до конца марта 2018 года.
Большинство членов ОПЕК и в первую очередь Саудовская Аравия, неофициальный лидер картеля, выступают за продление срока действия соглашения. Если нефтедобывающие страны договорятся о продлении, то вероятнее всего оно будет продлено как минимум до осеннего саммита, т.е. до конца ноября 2018 года.
Главным сторонником продления срока действия соглашения является саудовский кронпринц Мухаммед бен Салман, который сейчас фактически правит королевством от имени больного отца.
«Путешествие к восстановлению баланса на рынках, возглавляемое Королевством, несмотря на вызовы и преграды оказалось успешным»,- говорится в заявлении саудовского кронпринца.
Продление соглашения, по словам будущего аравийского короля, необходимо для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение по черному золоту. Трудно спорить с тем, что соглашение действительно доказало свою эффективность. Лучше всего об этом говорят цены. Стоимость нефти марки Brent впервые с лета 2015 года перевалила за отметку 60 долларов за баррель и, похоже, не собирается опускаться несмотря на рост добычи США, которые не присоединились к соглашению в конце прошлого года и едва ли присоединятся к нему в последний день осени этого года, и новый рекорд американских нефтяников по экспорту нефти.
Конечно, рост цен на нефть способствует росту добычи американских сланцевиков, главных, пожалуй, конкурентов аравийских нефтяников, но судя по тому, как ведут себя цены, рост добычи сланцевой нефти компенсируется, по крайней мере, пока ростом спроса на нее.
Саудиты первые пару лет после резкого падения цен на нефть в 2014 году отказывались что-либо предпринимать для того, чтобы, как раньше всегда делалось в подобных случаях, снизить добычу и таким образом повысить цены. Изменить политику на противоположную Эр-Рияд заставил не только кризис, к которому привело резкое падение цен на нефть и доходов КСА, но и грядущее в 2018 году IPO саудовской нефтяной компании Aramco.
«Никто не захочет покупать акции Aramco, если нефть будет стоить менее 40 долларов за баррель,- объясняет Джим Крейн, эксперт по энергетике из университета Райса, Хьюстон.- Именно до такого уровня опустятся цены на нефть, если ОПЕК не будет сокращать ее поставки на рынки».
В Москве к продлению соглашения по сокращению добычи нефти относятся положительно, но куда менее категорично, чем в Эр-Рияде. Во-первых, высокие цены на нефть тоже нужны и для российского бюджета, хотя доходы от ее продажи занимают в нем не такую огромную долю, как, скажем, в Саудовской Аравии или ряде других государств Персидского залива. Во-вторых, снижение добычи Эр-Риядом значительно существеннее, чем Москвой. Это позволило российским нефтяникам потеснить конкурентов из КСА, которые, конечно, стали нашими союзниками лишь временно. В первую очередь это относится к самому большому рынку нефти на планете – китайскому, где Россия опережает саудитов по поставкам нефти уже семь месяцев подряд.
Министр энергетики России Александр Новак обсудил на встрече 2 ноября с саудовским королем Салманом возможность продления соглашения. Обсуждался этот вопрос и во время октябрьского визита монарха в Москву. Совсем недавно о возможности продления положительно высказался и президент России Владимир Путин.
«Мы обсуждали сделку,- рассказал министр агентству РИА Новости.- Король был также удовлетворен совместными действиями Российской Федерации и Саудовской Аравии по ребалансировке рынка нефти. Также мы обсуждали, что при необходимости сделка должна быть продлена».
Окончательное решение Москва будет принимать через пять месяцев, весной, исходя из ситуации на рынке. В Минэнерго РФ согласны, что пока соглашение доказывает свою эффективность.
Несмотря на то, что о продлении соглашения по снижению добычи нефти можно говорить с высокой степенью уверенности, о стопроцентной вероятности, конечно, речи не идет. Экономисты и политологи приводят как минимум три фактора, которые могут помешать продлить срок действия соглашения. Во-первых, это действия администрации Дональда Трампа по отмене сделки по ядерной программе Ирана. Во-вторых, нарастающая борьба Багдада с иракскими курдами, и в-третьих, блокада государствами Персидского залива Катара, которая длится уже более пяти месяцев. Каждый из этих факторов может понизить мотивацию участников сделки.
Продления соглашения с нетерпением ждут спекулянты, которые в последнюю неделю организовали невиданное за последние два года ралли на нефтяных рынках. Они готовы не обращать внимание на факторы, которые при других обстоятельствах должны были если не обратить рост цен вспять, то хотя бы его остановить. Для них главное – повод для дальнейшего продолжения или усиления ралли. Лучше же повода для этого, чем разговоры о продлении срока действия соглашения или собственно его продления, пожалуй, не найти.