Глобализация и юриспруденция
Страны БРИКС, и в особенности их юридические сообщества, должны поставить перед собой задачу формировать новые основы глобального правопорядка, противовеса либерально-индивидуалистической версии правопонимания, заявил председатель Конституционного суда (КС) РФ Валерий Зорькин в рамках IV юридического форума стран БРИКС.
По его словам, сейчас человечество стоит на развилке развития, оно пойдет или в сторону дальнейшего обогащения финансистов — «бенефециаров глобализации» — за счет остального мира», или люди объединятся на началах солидарности.
«Возможно ли, не отказываясь от достижений рыночной экономики, создать правовые и нравственные барьеры против эгоизма рыночных монополистов, против иррационального потребительства на фоне растущей нищеты, против мощных инструментов манипулирования массовым сознанием с целью раскручивания потребительского ажиотажа?» — задается вопросом Валерий Зорькин. Ответа у него нет, но ему «хотелось бы верить, что это возможно». И он уверен, что такую задачу надо ставить.
Речь шла об угрозе человечеству
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Дмитриевич Зорькин выступил на IV юридическом форуме стран БРИКС с очень примечательным рассуждением, — комментирует инвестиционный банкир, венчурный и private equity инвестор, кандидат экономических наук Владимир Громковский. — Начал с экономики: возможно ли от обогащения глобальных финансистов перейти к объединению человечества на началах солидарности? И далее сделал очень важный смысловой переход: «В противном случае под флагом борьбы за права человека, за свободу его самореализации может быть запущен процесс дегуманизации, чреватый разрушением человечества как единой социальной общности, а в самом худшем варианте - и полным его уничтожением».
Соглашаясь с Зорькиным по сути вопроса, поспорю относительно способа изложения, ибо слова здесь принципиально важны, выражая основополагающие философские понятия, говорит Владимир Громковский. Для начала, процесс «дегуманизации» идёт уже несколько сотен лет, со времён появления вольтерьянства. Ведь именно от последнего мы отсчитываем понятие «прав человека». Глубинная основа этого – отречение человека от Бога. Поэтому правильно говорить о «дехристианизации»: гуманизм в научном смысле есть замена Бога на человека в картине мира. Но Зорькин выступает перед собранием представителей стран, в совокупности которых христиане составляют подавляющее меньшинство (что такое население РФ, Бразилии и, отчасти, Южной Африки, против Китая и Индии?) и пользуется современным международным эвфемизмом.
Вид на ПМТ
Далее, продолжает Владимир Громковский, понятие «прав человека» за последние три четверти века мутировало, постепенно всё более полно превращаясь в свои современные производные: политкорректность, мультикультурность, толерантность (не смешивать с христианским понятием терпимости) — кратко ПМТ. Благодаря чему благородная мысль о защите прав угнетённых сначала обернулась защитой «прав» избранных «меньшинств, а теперь — и прямым подавлением и угнетением большинства, держащего на своих плечах благополучие и безопасность всего общества. Эти здоровые «большинства» различных стран и являются целью «политкорректоров», ибо только они и противостоят глобальным силам — и финансовым, и прочим — стремящимся предельно дефрагментировать человечество, то есть расколоть его на самые мелкие части, вплоть до отдельного субъекта, лишить общество внутренней структуры, делая всё менее устройчивым к воздействиям, и всё более управляемым.
Корень ПМТ, говорит Громковский – так называемый «культурный марксизм», обычно связываемый с «франкфуртской школой» и восходящий к маркисизму первоначальному: и второй, и первый ставили и ставят своей целью разрушение человеческого общества. Различаются они только риторикой. Маркс толковал об угнетении рабочего класса, культурные марксисты подменили рабочих всеми мыслимыми и выдуманными видами «меньшинств».
Следующей за ПМТ стадией «прогресса» (слово из леволиберально-марксистского и масонского словарей) является трансгуманизм – превращение человека в киборга, выражаясь упрощённо. И об этом тоже говорит Зорькин: бесконтрольное применение технологий «совершенствования человека» чревато, по его мнению, «непреодолимым расколом человечества на элиту, обогащенную всеми достижениями науки, и массы, которые утратят всякий контроль над элитой и станут инструментом в ее руках», замечает Владимир Громковский.
Что движет капиталом и людьми
Поддержу Зорькина, говорит он, и в том, что понятие «самореализации» служит тем же целям, что и извращённо (в духе ПМТ) истолкованное понятие прав человека. Цель человеческой жизни – здесь соглашусь в президентом Путиным, сказавшим это недавно — самосовершенствование, или изживание из себя своих грехов, выражаясь вероучительно. Самореализация — проявление вовне содержания своей личности, безотносительно к нравственной пользе (припомним, хотя бы, самореализацию г-на Павленского, «произведение» «уд на Литейном мосту» группы «Война», или имитацию противоестественного голыми актёрами в некоторых современных спектаклях).
Г-н Зорькин совершенно прав в том, что за подобными вещами стоит мировой финансовый капитал, считает экономист. Можно обсуждать, он ли сам им причиной, или его используют какие-то невидимые силы нефинансовой природы (вечный вопрос философии о первичности материи или духа), однако направления изменения современного технического прогресса, материального производства, и производного от него распределения богатств, несомненно, находятся в полной симфонии с общественными и нравственными болезнями народов, и способствуют их распространению.
Г-н Зорькин предложил юристам стран БРИКС совместно противостоять подобным разрушительным для общества течениям в современном мироустройстве – и самому такому мироустройству. Этого нельзя не приветствовать, не забывая только, что подобное противодействие – задача не только для юристов, но для всех людей, небезразличных к судьбе своих потомков, заключает Владимир Громковский.
Поступательное движение к счастью
В свою очередь, глава департамента Private Solutions Сastle Family Office в России и СНГ Андрей Дьяченко, напротив, связывает слова Валерия Зорькина с идеями утопического социализма, в то время как переустройство общества возможно лишь эволюционным путем — когда идея нового миропорядка рождается и созревает внутри каждого индивида, замечает он. Впрочем, словам Зорькина это не противоречит.
Противопоставление стран БРИКС Западу н считает скорее ненужным, поскольку и сама эта аббревиатура создана для привлечения инвесторов на новые рынки, и на Западе под влиянием новых технологий происходят социально-ориентированные изменения, например — безусловный доход. Технологии блокчейна делают общество зависящим от общества, а не от государства, полагает Андрей Дьяченко. Ему присущи свободный обмен идеями, свободный переток капитала, а люди тоже относятся к капиталу в широком смысле, говорит он, и высвобождающий человеческий ресурс рост технологических возможностей формирует творческий потенциал – создавать что-то, чего еще нет, машинам не под силу, это то самое «каждому по потребностям».
По мнению управляющего партнера экспертной группы VETA Илья Жарского, формулировка повестки дня в виде угрозы, или угрозы мирового масштаба, а не в нейтральном виде, мобилизует внимание. Он считает, что Валерий Зорькин воспользовался именно этим приемом, что не означает, что такие угрозы действительно существуют.
С одной стороны, говорит Илья Жарский, глава КС говорит об имущественном неравенстве в мировом масштабе, о неравенстве перераспределения благ, и с этим нельзя не согласиться. Мир действительно неоднороден, богатства и средства производства в нем распределены неравномерно. Но, во-первых, для этого есть естественная причина, которая заключается в том, что у людей разные способности, разная склонность к риску, разная наследственность. А во-вторых, неравенство существовало всегда, и почему-то развитие текущей капиталистической парадигмы не привело к вырождению человечества, а даже наоборот: средний житель мегаполиса сейчас проживает более интересную и более продолжительную жизнь, чем средний помещик или дворянин 100 - 150 лет назад, считает Илья Жарский.
Он владеет меньшим объемом имущества и денег, но при этом более обеспечен медициной, образованием, развлечениями, технологическими устройствами, у него выше ожидаемая продолжительность жизни. То есть общество постепенно движется от модели обладания благами, к модели, при которой блага принадлежат всем и их можно взять в аренду, при этом есть услуги, например, медицина, которые продлевают жизнь всего сообщества.
То, что страны, например, БРИКС, будут противостоять мировому капиталу — это, скорее всего, утопия, так как они сами и являются тем самым капиталом, считает эксперт. Роботизацией пугают общество уже давно, но с роботами будет, как с автомобилями или компьютерами — они не уничтожат рабочие места, а создадут новые, более высококвалифицированные, и общество от этого только выиграет. Безусловный базовый доход, который сейчас тестируется в европейских странах, поможет снизить социальное напряжение и даст возможность потерявшим работу найти ее снова или открыть собственное дело.
По мнению Ильи Жарского, основная задача государств — обеспечить работу социальных лифтов, а дальше граждане сами сумеют перераспределить блага, исходя из собственных способностей. А для того чтобы поменять «несправедливый» нынешний мировой порядок, нужно, чтобы сначала общество изменилось, стало более гуманным, и сделать это в приказном порядке не получится — это долгий эволюционный процесс.
Правота и право
Отметим, что глава КС со своей стороны также не призывал к резким переменам. Однако формирование миропорядка, являясь и оставаясь эволюционным, не является стихийным. Он формируется вполне сознательно, как принятием законов ведущими странами, связанными между собой формально (в таких например форматах, как ЕС или НАТО) и неформально. Он также формируется и на уровне наднационального законодательства, тех международных норм, которые, кстати, по нашей Конституции по-прежнему, в целом, имеют преимущество перед национальным законодательством (2 года назад принят лишь закон о приоритете решений КС над вердиктами международных судов).
Становится ли при этом общество более справедливым? Все-таки, многие факты говорят совсем о другом. До беспрецедентных масштабов выросла имущественная дифференциация в США. И это следствие не только естественных процессов накопления богатства, но и дерегулирования экономики, неолиберальных реформ, в том числе налогового плана. В Европе так же проблемой темой являются попытки демонтажа социального государства.
При этом перемены, которые инициирует сам Запад, отнюдь не носят эволюционного характера с точки зрения темпов. За последние 2-3 десятилетия миропорядок изменился весьма значительно и менялся целенаправленно, а вектор этих изменений не являлся следствием социальных движений с массовым участием. Попросту говоря, он не является демократическим. При том, что, как замечает Владимир Громковский, тема, поднятая председателем КС, не сводится к материальному благополучию.
Поддержка действующей модели экономического роста связана с манипулятивным стимулированием потребления, поскольку основные потребности человека уже удовлетворены, а «творцов» новой системе, как говорят ее собственные творцы (например, в Давосе) нужно совсем немного. Нельзя не замечать, что миллиард человек уже записывают в будущие «лишние» люди и безработные. Здесь опять возникает тема благополучия, которое как-то не вяжется с безработицей таких масштабов.
Это только часть проблем, а надо еще назвать политические и вопросы безопасности, ставящие целые народы («большинства» по Громковскому) зависимыми от направления потоков мировых финансов. Потоков как будто бы наднациональных, но не безразличных к политическим решениям, принимаемых в странах происхождения или в доминирующих США. Очевидный пример – расползающаяся по миру практика санкций, очевидным образом противоречащая декларациям о свободе любого рода.
Все это ставит вопросы, на которые обычно смотрят с политической или дипломатической, или экономической точек зрения. Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин посмотрел с правовой. И этот подход, учитывая исторический авторитет юридической мысли на Западе по меньшей мере со времен византийского императора Юстиниана, который кодифицировал Римское право (Codex Iustiniani, Corpus juris civilis etc.), возможно, способен оказаться сейчас одним из наиболее плодотворных.