От реформы надзора ждут плюс 2% ВВП

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
11 декабря 2017, 12:58

URA.RU/ТАСС Автор: Вова Жабриков
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности предприятия будут оснащены системами непрерывного наблюдения за их деятельностью
Читайте Monocle.ru в

Законодательное регулирование неналоговых платежей, реформа контрольно-надзорной деятельности и модернизация института банкротства добавят российскому ВВП 2 процентных пункта к запланированным 2% роста, пишут «Известия» со ссылкой на директора Центра структурных исследований РАНХиГС, бывшего замминистра экономического развития Алексея Ведева.

Так, реформа контрольно-надзорной деятельности призвана снизить административное давление на бизнес за счет отмены устаревших требований к бизнесу и внедрения риск-ориентированного подхода, снижающего частоту проверок. Однако Алексей Ведев оговаривается, что все будет зависеть о того, насколько высоким окажется качество проводимых реформ.

Как считает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич, административное давление не только оказывает негативное влияние на уже существующих бизнес, но и сдерживает людей от создания нового. Что же касается прогнозов, то по итогам 2018 года рост ВВП может составить порядка 2%-2,2% и здесь главный фактор —продление соглашения ОПЕК+ до конца 2018 года. Плюс к этому в ИК «Фридом Финанс» ждут роста инвестиций, которому будет способствовать снижение стоимости кредитов за счет снижения ставок российским ЦБ. Соответствующее снижение ставки по депозитам создаст дополнительный спрос на облигации российских компаний при снижении стоимости обслуживания ими долга. Есть также ожидания позитивного влияния на экономику роста потребления.

Разумно связывать бизнес-климат и экономический рост, говорит генеральный директор АО «НЭО Центр» Валерия Плотникова. Что, например, на практике означает принятие кодекса неналоговых платежей? Там говорится, что «неналоговые платежи станут экономически обоснованными, часть из них будет отменена», но самое главное —  если он будет принят, то после 1 июля 2019 года можно будет законно не платить по платежам, которые не попали в реестры этого кодекса. Для бизнеса это будет, скорее всего, означать, что «отвалятся» небольшие виды местных платежей, которых в регионах еще достаточно.

Относительно процедуры банкротства тоже накопилось много вопросов и неэффективностей, которые действительно становятся краеугольным камнем развития экономики, считает Валерия Плотникова. Механизм банкротства воспринимается не как инструмент, оздоравливающий отрасль, а как способ переложить финансовые обязательства собственника на его контрагентов. Такие механизмы мешают экономическому росту и могли бы дать дополнительные 100 — 200 базисных пунктов к росту ВВП, если бы были исправлены. При условии, конечно, что сохранятся благоприятные внешние факторы, такие как высокая цена нефти.

Что касается административного давления на бизнес, то, конечно, если частота проверок будет уменьшена и привязана к показателям риск-менеджмента предприятия, это даст хороший импульс малому и среднему бизнесу, согласны аналитики.

Однако стоит обратить внимание на слова бывшего замминистра Алексея Ведева о «качестве реформы». Далеко не до конца понятно, что именно закладывается ведомствами в реформу контроля и надзора. Лучшие намерения такого рода не раз оборачивались противоположной стороной. Каждое ведомство пытается провести свои интересы, а реализация таких интересов способна как повышать коррупционные риски, так и приводить к объективным противоречиям между интересами развития бизнеса и экономики и исполнением контрольных функций. Реформа подается как весьма глубокая, и это тоже способно как обнадеживать, так и настораживать. Минус 2 процента ВВП вместо плюса мы, конечно в результате ее реализации вряд ли получим, но, в общем, результат пока предсказывать сложно.