Кто счастливо избежал сбоя в работе касс

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
21 декабря 2017, 12:39

Сбой в работе кассовой техники обойдется ритейлу в 2,5 млрд рублей. Он может привести к масштабным судебным спорам между владельцами сетевых магазинов и производителями ККТ. В свою очередь, налоговики отреагировали оперативно и адекватно ситуации.

ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Виктор Погонцев
20 декабря кассовые терминалы отказались выходить в интернет и передавать данные в ФНС и покупателям

 

Бессвязный лепет он-лайн касс

 

Вчера в российских магазинах наблюдались массовые сбои в работе онлайн-касс, от которых пострадали ряд российских ритейлеров. Как подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), этот сбой нанес российскому ритейлу убытки в объеме 2,5 млрд руб. В ситуацию пришлось вмешаться Федеральной налоговой службе, которая фактически разрешила провести вчерашний день без учета проданной продукции.

Массовый технический сбой наблюдался в период с 01:00 20 декабря в работе контрольно-кассовой техники производителей "Штрих-М", "РР-Электро", "Тринити" и "НТЦ "Измеритель", сообщает Finmarket со ссылкой на письмо заместителя главы Федеральной налоговой службы Даниила Егорова в УФНС по регионам. Пользователи, в работе контрольно-кассовой техники которых произошел сбой, могут проводить расчеты без ее применения в связи с отсутствием их вины в этом, заявили в службе. После восстановления работоспособности контрольно-кассовой техники нужно будет сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неучтенной по ККТ выручки.

Тем не менее, «по нашим подсчетам, от сбоя пострадало порядка 9% рынка; оборот, который не поступил в кассы, составил 10 млрд рублей, 2,5 млрд - недополученная прибыль ритейлеров в этот день», — заявил президент АКИТ Алексей Федоров.

Газета «Ведомости» сообщает о 80 тысячах отключившихся от интернета кассовых терминалов по стране. Среди пострадавших – московские магазины у дома «Магнолия», некоторые магазины «Эльдорадо», сеть DNS, аптеки «Ригла», АЗС «Газпром нефти», «Лукойла», «Роснефти», некоторые кассы «Магнита» и X5 Retail Group и другие, пишет издание.

 

Своевременная отсрочка

 

Как заявил президент общественной организации по поддержке малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, «пока это не затронуло малый бизнес, так как в первой волне (внедрения онлайн-касс) оказался крупный бизнес.

Хорошо, что президент РФ поддержал нашу идею по предоставлению отсрочки внедрения онлайн-касс для некоторых представителей малого бизнеса до 1 июля 2019 года. Но если не сделать выводы после массового сбоя и не решить вопросы по их предотвращению, то это негативно повлияет на данный сектор», — подчеркнул он.

Согласно федеральному закону №54-ФЗ, все кассы должны передавать данные через интернет в налоговую службу, а также иметь возможность отправлять электронные чеки покупателям. Для малого и среднего бизнеса действует отсрочка внедрения онлайн-касс, в отдельных случаях до 1 июля 2019 года.

 

Накося-выключи

 

Как напоминает партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая, использование онлайн-касс, обеспечивающих передачу данных о совершаемых транзакциях в ФНС в режиме реального времени, для сетевых ритейлеров (в том числе и операторов АЗС) является обязательным, данное требование закреплено на уровне федерального законодательства и действует с 1 июля текущего года, то есть всего полгода.

«Мне сложно предположить, можно ли было каким-то образом избежать сбоя, — говорит она, — однако отмечу оперативность работы ФНС, которая практически сразу после обнаружения масштабной проблемы дала разрешение на совершение расчетов без применения ККТ, что позволило ритейлерам избежать куда более серьезных убытков».

Установить и тем более взыскать реальный ущерб, который, очевидно, будет складываться главным образом из упущенной выгоды, трудоемко и сложно, полагает эксперт. Для взыскания ущерба с производителя необходимо будет обосновать сумму исковых требований, исходя из величины среднего чека и числа клиентов, обслуживаемых за конкретный временной отрезок. Но даже при этом на практике суды исходят из принципов соразмерности исковых требований допущенному ответчиком нарушения, так что суммы могут сокращаться в разы. А в целом для того, чтобы взыскать с производителя ККТ или уполномоченных осуществлять их обслуживание организаций, необходимо доказать их вину и ее степень.

А производители заявляют, отмечает Ирина Мостовая, что ККТ с заводскими установками, предполагающими автоматическое обновление прошивки по умолчанию, от сбоя не пострадали, в отличие от касс, у которых ритейлеры, следуя собственным протоколам безопасности, отключили данную функцию. В случае подачи исков о компенсации ущерба суду предстоит выяснить, являлось ли отключение функции автоматического обновления ПО вмешательством в функционал ККТ, нарушающим условия его обслуживания и эксплуатации. Скорее всего, сбой станет причиной доработки технических требований к эксплуатации ККТ и внесения изменений в условия их обслуживания со стороны производителя, а так же эксплуатации ритейлерами.

Размер убытков из-за сбоя кассовых аппаротов: От сбоя пострадало порядка 9% рынка российского ритейла