У сотовых операторов «не выдержали нервы»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
4 декабря 2017, 10:31

На российском рынке мобильной связи может начаться «война за абонентов». В ход пойдут как скидки и акции, так и прямое снижение цен. Однако радоваться по этому поводу россиянам не стоит торопиться, считают эксперты.

Читайте Monocle.ru в

Крупнейшие российские операторы мобильной связи начинают сражаться «за каждого своего абонента», пишут «Ведомости». Буквально на днях, по информации издания, одна из ведущих компаний сектора МТС резко понизила цены на свои услуги в ряде российских регионов. В свою очередь, "Мегафон" пообещал адекватно ответить на эти действия.

Так, МТС в конце ноября снизила цены в ряде субъектов РФ, в частности, речь идет о Тюмени, Пензе, Туле, Кургане, Перми, Иркутске, Воронеже, Кемерове, Ханты-Мансийске и Ямало-Ненецком автономном округе. Снижение расценок сопровождалось увеличением для абонента мобильного интернета и голосовой связи. Например, в городе Тюмень тариф Smart компании МТС подешевел на 33% — до 200 рублей в месяц, а количество оплаченного трафика увеличилось с 3 до 10 Гб, голосовой связи — с 250 до 500 минут.

В ответ на это генеральный директор "Мегафона" Сергей Солдатенков сообщил, что у некоторых операторов "нервы не выдержали". "Наблюдается нерациональная борьба за рынок, выражающаяся в снижении цен", — сказал он, не называя, о ком именно идет речь. До этого времени картина была обратная: операторы повышали цены, а минимальные тарифы "большой тройки" — были равны. Цены поднимали по принципу "больше услуг по большей цене". "Наша стратегия проста: мы не отдадим ни одного нашего абонента", — сообщил коммерческий директор оператора Влад Вольфсон.

Это совершенно стандартная практика - когда маркетинговые ходы теряют эффективность, а потребитель устал от «вкусных» предложений и прочих завлекательных мер, в ход идут старые схемы, указывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Снижение стоимости связи и сопутствующих услуг в виде мобильного интернета сейчас становится самым действенным механизмом. Это актуально, потому что потребителю, чьи доходы не растут почти четыре года, есть из чего выбирать. В данном случае выиграет рядовой пользователь услуг связи и тот оператор, который будет наиболее лоялен к клиенту.

Вероятно, предполагает Федоров Михаил, аналитик "Абилити Капитал",  ценовая война является следствием слабого потребительского спроса в стране и укрепившегося за последние два года курса рубля. Если в 2015 году для операторов были проблемой старые тарифы сформированные еще при курсе доллара 30. То сейчас вероятно ситуация другая - нынешние тарифы формировались при значительно более высоком курсе доллара 70 и более рублей за доллар. Но рубль с начала 2016 года укрепился и это видимо дает оператором простор для конкурентной борьбы.

Но больше всего в этой ситуации, говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко,  поражает не столько факт, что операторы приступили к снижению цен (а на протяжении всего года большая тройка жаловалась на притеснения со стороны государства в связи с отменой внутреннего роуминга и вступления в силу «Пакета Яровой», рост расходов на развитие сетей пятого поколения и медленный рост числа абонентов), сколько то, что любое неконсолидированное изменение ценовой политики автоматически воспринимается социумом как «ценовая война».

В условиях рынка участники должны действовать в интересах роста выручки, даже если (а это как правило так) эти действия не нравятся конкурентам, напоминает эксперт. И им законодательно запрещено действовать согласованно и координировать свои действия при проведении ценовой политики. Действие норм ФЗ «О защите конкуренции» распространяется и на мобильных операторов, а ситуация, которая сейчас складывается на российском рынке услуг мобильно связи, носит достаточно ярко выраженные черты олигополии, где четыре участника, занимающие доминирующее положение, активно делят рынок между собой, по сути предлагая сходные тарифы.

Ценовые войны и даже демпинг предполагают, что хотя бы один из четырех или трех крупнейших операторов начал бы активно сбивать цены, предлагая услуги на 25-30% дешевле сложившегося на рынке уровня. Но этого не происходит, один из операторов лишь немного снижает цены по конкретным тарифам и в конкретных регионах, в целом ситуация на рынке не меняется. Как раз наоборот, считает Яковенко, до конца первого квартала его основные конкуренты из числа крупнейших сделают ровно то же самое, нивелировав конкурентное преимущество.

Вроде бы, говорит аналитик, какая-никакая, а польза от таких действий «большой четверки» для абонентов есть, но, не все так просто. Кирилл Яковенко напоминает, что в связи с отменой внутреннего роуминга, появлением дополнительных расходов в связи с поправками пакета Яровой, а так же расходами, связанными с модернизацией сетей и началом перехода к следующему пятому поколению связи, в целом финансовые результаты как минимум в большой тройке оказались далеки от уровней «тучных лет».

Выручка МТС по итогам третьего квартала выросла всего на 2,1%, Вымпелкома - на 2,9%. Интересно, что у Мегафона в третьем квартале выручка, полученная от предоставления телекоммуникационных услуг выросла на 4,4%, в декабре выплат по дивидендам делать не будет. То есть, констатирует эксперт, в общем-то операторы сейчас чувствуют, хотя и стабильно, но весомых причин вместе ронять цены на услуги связи у них нет, а это значит, что снижение цен в одном регионе или сегменте обязательно будет компенсировано за счет других.

За долгие годы сосуществования сначала большая тройка, а затем уже и четверки, замечательным образом научились вести конкурентную борьбу без борьбы, снижать цены для повышения маржинальности бизнеса и обходить ограничения, налагаемые федеральным законодательством. Ценовая война, указывает Яковенко, - это расходы, отказ от реализации долгосрочных инвестиционных программ и ценовой политики, это стресс для рынка и лишний повод для привлечения внимания к нему со стороны ФАС. Это никому, как минимум из Тройки (МТС, Вымпелком, МегаФон), не нужно. Ну а активное обсуждение грядущей ценовой войны между операторами можно воспринимать разве как информационный вброс, призванный создать шумиху вокруг новых тарифов операторов. Что такое «хайп» нам уже рассказали - теперь пришло время его опробовать.