Электромобиль как двигатель традиционной энергетики

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
5 декабря 2017, 10:27

Несмотря на рост населения потребление электроэнергии в США, достигшее пика в 2007 году, за последние десять лет снизилось. Энергетическим и коммунальным компаниям приходится приспосабливаться к суровым реалиям, а главная надежда – на встреченными ими с энтузиазмом автомобили с электродвигателями.

AP/TASS Keith Srakocic
Электростанцию в Мэриленде прокурор штата требует закрыть по соображениям экологии, но пока к нему не прислушались. Те же электромобили и вправду отличная вещь, но они заряжаются от таких вот электростанций в том числе

Энергопотребление уперлось в предел

О состоянии дел в американском энергетическом секторе красноречиво говорят последние новости из-за океана. В первый день зимы было объявлено об увольнениях рабочих энергетического подразделения GE на предприятии в округе Гринвилль, Южная Каролина, где GE Power является одним из крупнейших работодателей с 3400 работников.

«Ввиду текущих вызовов в энергетической промышленности и значительного сокращения числа заказов GE Power продолжает реформировать наш новый объединенный бизнес для того, чтобы эффективнее выполнять запросы потребителей,- говорится в пресс-релизе энергетического гиганта.- Как мы уже упоминали, мы стараемся снизить затраты и упростить нашу структуру. Среди предполагаемых мер и увольнения персонала».

GE Power не сообщает о количестве увольняемых сотрудников, пишет сайт Wolf Street. Подразделение, о котором идет речь, выпускает огромные газовые турбины и турбинные генераторы, которые работают на электростанциях. Кроме газовых, предприятие собирает и ветряные турбины.

С очень небольшим интервалом по времени было объявлено об увольнениях работников на предприятии GE Power в Шенектеди, штат Нью-Йорк. Объяснение то же самое – существенное сокращение числа заказов.

Экономичность дает эффект

Главная проблема GE Power заключается в том, что потребление электроэнергии, достигшее максимума в 2007 году, снизилось несмотря на рост за прошедшее десятилетие экономики и населения на 24 млн человек. В годы кризиса выработка электроэнергии, естественно, снижалась, затем на короткий период она восстановилась, после чего вновь начала снижатьсяя.

2017 год не нарушил тенденцию последних лет. В прошлую пятницу Энергетическая информационная администрация (EIA) опубликовала Ежемесячный отчет по электроэнергии за 9 месяцев 2017 года. По сравнению с девятью первыми месяцами прошлого года потребление электроэнергии в Америке в январе-сентябре снизилось на 2,6%. Частично снижение в августе и сентябре объясняется повреждениями энергосети в штатах, где бушевали ураганы Харви и Ирма.

У снижения потребления электроэнергии в США есть целый ряд причин, включая более эффективный процесс обогрева и кондиционирования воздуха, улучшение теплоизоляционных свойств строительных материалов, переход к более эффективным источникам света, например, светодиодам, быстрое развитие солнечных панелей на крышах зданий и т.д. Возникает вопрос: как это снижение сказывается на структуре выработке электричества из разных видов энергии?

Война между газом и углем

В первую очередь обращает на себя внимание война между газом и углем. Все прошедшее десятилетие уголь сдает позиции по двум причинам. Во-первых, против него технические инновации. В девяностые годы прошлого века, например, появились газовые турбины комбинированного цикла (CCGT). GE Power находился в авангарде этого технического прорыва, в результате которого термическая эффективность может превышать 62%. Для сравнения: в среднем на планете термоэффективность составляет 33%.

Во-вторых, в результате фрекинга после 2009 года в США возник переизбыток газа. В результате цена на него резко упала и до сих пор остается на смехотворно низком уровне, обанкротив немалое число газовых компаний.

Комбинация из высокоэффективного производства и очень низких цен привела к дворцовому перевороту и свержению с трона «короля угля». Его доля в производстве американской электроэнергии за полтора десятилетия резко упала: с 53% в 2000 году до 30% в 2016-м. В результате многие шахты закрылись, а угледобывающие компании разорились.

В выигрышном положении, кроме газа, оказались ветровая и солнечная энергия. В 2000 году они производили ничтожно малый объем электроэнергии, но к 2016 году их доля в производстве электроэнергии уже на 6,5% превышала гидроэнергетику.

Электромобили ожидаются с нетерпением

Коммунальные компании столкнулись с серьезной проблемой – им приходится работать в секторе с долгосрочным снижением спроса. Причем, происходит все это во вполне благоприятный период для экономики в целом. Во втором и третьем кварталах американская экономика выросла в пересчете на год на 3 и 3,3% соответственно. Производство электроэнергии в оба квартала, тем не менее, снижалось. Коммунальщики хорошо знают, что произойдет со спросом на электроэнергию, когда начнется новая фаза экономического цикл и экономика Америки сползет в рецессию.

Ситуация непростая. Не удивительно, что производители электроэнергии с таким энтузиазмом встретили появление электромобилей и так пристально следят за их развитием. Они являются новым потребителем электроэнергии, который может помочь им выбраться из болота. Если коммунальщики увидят достаточно существенный рост спроса, то они начнут наращивать мощность своих систем. Это, в свою очередь, приведет к числу заказов для производителей энергетического оборудования типа GE Power. Правда, произойдет это, если полагаться только на электромобили, нескоро.

Российским энергетикам тоже приходится сталкиваться с подобными проблемами. Так, потребление электроэнергии в России, по данным СО ЕЭС, в январе-ноябре 2017 года выросло на 0,9% по сравнению с 11 месяцами прошлого года. Однако в ноябре зафиксировано снижение по сравнению с ноябрем 2016 г. на 3%. Объяснение простое: среднемесячная температура ноября была почти на 5 градусов Цельсия выше ноябрьской температуры в прошлом году.