Ответ на вопрос: «почему доллар так сильно ослабел?»

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
2 февраля 2018, 10:55

Американцы побеждают европейцев в войне. Речь идет не о торговой войне, которой еще только угрожает президент Трамп, а о войне валютной, которую Новый Свет уже как минимум год тайно ведет против Старого Света, считают аналитики крупной американской инвестиционной компании PIMCO

AP/TASS Автор: Pablo Martinez Monsivai
Выступив с первым обращением к Конгрессу, президент США Дональд Трамп уже не повторил свое предвыборное обещание о сильном долларе

Главная причина слабого доллара, считают многие специалисты, заключается не столько в том, что слабая валюта благоприятно влияет на экспорт, а сколько в желании отбросить Европу, которая несмотря на союзнические отношения в политике является для Америки опасным конкурентом.

Экономика Европы растет. Причем, активно восстанавливаются и экономики стран, которые последние годы сильно «тормозили» - Франции и Италии. Казалось бы, поводов для хорошего настроения достаточно, но среди инвесторов нарастает тревога за евро, пишут аналитики PIMCO. Финансисты и экономисты в Старом Свете не без оснований опасаются, что слабый доллар сделает евро слишком сильным со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями как для европейских компаний, так и для развития европейской экономики.

Сейчас все задаются вопросом: почему доллар так сильно ослабел и как долго еще будет продолжаться ослабление американской валюты? В Европе к этим вопросам добавляется вопрос: какие последствия будет иметь для Старого Света сильный евро?

В 2017 году доллар подешевел по отношению к другим главным валютам примерно на 10%. Слова министра финансов США Стивена Мнучина в Давосе о том, что слабый доллар полезен для Америки в краткосрочной перспективе, подтвердили, что администрация Белого дома ведет то, что она сама же называет «холодная валютная война». Причин для радости у американцев больше, чем у европейцев: в этой войне инициатива и перевес явно на их стороне.

Холодные войны чаще всего ведутся не открыто, а тайком, при помощи заявлений и скрытых действий. Со словами все ясно: Дональд Трамп за ними в карман не лезет. Что же касается скрытых действий, то в последнее время, например, четко просматривается комбинация действий: финансовая экспансия в неправильное время экономического цикла, финансируемая главным образом за счет дополнительного госдолга; и странное поведение Федеральной Резервной Системы (ФРС), которая явно не хочет отвечать ужесточением монетарной политики свыше того, что уже запланировано. Эти действия посылают рынкам завуалированный, но четкий сигнал: главная задача американской политики – слабый доллар. Рынки этот сигнал хорошо понимают и делают выводы.

Америка выигрывает в этой холодной войне благодаря асимметрии баланса сил. Президент Трамп энергично размахивает здоровенной дубинкой протекционизма. Европа и Япония, по крайней мере, пока уступают. Они никак не реагируют на финансовые действия США в отношении валюты. Напротив, ЕЦБ и японский центробанк - Bank of Japan замедлили темпы покупок облигаций, а глава ЕЦБ Марио Драги даже намекнул, что в этом году большие закупки гособлигаций вообще могут закончиться.

Что касается продолжительности холодной валютной войны, то доллар может оставаться слабым некоторое время. Торговый дефицит США в прошлом году вырос. Фискальная экспансия в этом году, вероятно, увеличит импорт. Это значит, что администрация Трампа и в 2018 году будет продолжать стремиться к слабому доллару. Вводя 22 января тарифы на импорт стиральных машин и солнечных панелей, Дональд Трамп продемонстрировал, что его слова об использовании протекционизма в качестве оружия не пустая угроза.

Ответ на политику ослабления доллара со стороны Европы или Японии, скорее всего, будет оставаться минимальным. Президент ЕЦБ Марио Драги выразил определенную озабоченность относительно «волатильности валют» и «использования выражений» на пресс-конференции 25 января, но, по мнению специалистов, представляется маловероятным, что главный европейский банк неожиданно начнет энергично отвечать на действия Вашингтона.

Дальнейшее усиление евро по отношению к доллару повышает риски для прибылей европейских корпораций, роста экономики и возможностей ЕЦБ приблизиться к заветной цели по инфляции – 2%. Сильный евро наверняка отрицательно скажется на росте европейской экономики. С другой стороны, он может спровоцировать перемены в политике, которые исправят остающиеся в Старом Свете структурные и институциональные недостатки.

Можно предположить, считают в PIMCO, что после создания коалиционного правительства в Германии, то есть в марте-апреле, дискуссии об образовании банковского союза и дальнейших шагов на пути к усилению финансовой интеграции членов ЕС станут более интенсивными.

Предложения Эммануэля Макрона об углублении интеграции были встречены на удивление положительно коалиционными немецкими партиями: SPD, CDU и CSU. Конечно, речь идет о положительной реакции на предложение в целом. Что же касается деталей, то споры по ним наверняка будут продолжаться еще долго.

Залогом того, что поиски компромиссов в Европе увенчаются успехом, могут служить тревоги в отношении сильного евро и угроз, которые он несет для экономики Евросоюза. Да, на данном этапе очевидный перевес в холодной валютной войне на стороне американцев, но если Европа ответит на наступление доллара правильно, а время и возможности для этого еще есть, тот этот перевес вполне может исчезнуть и нынешняя валютная война между США и Европой станет очередной войной без победителя.

Курс доллара спутал карты прогнозистам