Самое прочное правительство мира

Арина Королева
12 апреля 2018, 14:50

Дмитрий Медведев в Госдуме отчитался о результатах работы правительства в 2012-2017 годах. Шесть лет его работы «были годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики. Никогда прежде за столь короткий период она не получала столько сильных ударов одновременно», - сказал российский премьер, выступая перед депутатами, Госдума хорошо приняла отчет. Российская экономика действительно преодолела страшные ухабы, но все же, можно было сделать это помягче, говорят аналитики, а двигаться надо более четким курсом

Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин и первый вице-спикер Госдумы РФ Александр Жуков (слева направо) перед выступлением Д. Медведева с отчетом о деятельности правительства за 2017 год на дополнительном пленарном заседании Государственной думы РФ Россия. Москва. 11 апреля 2018 года

 

Как вам услуги государства?

 

Председатель российского правительства представил депутатам государственной думы итоги работы кабмина в 2012-2017 годах. Он напомнил, что возглавляет правительство, которое проработало самый длительный срок в истории современной России, и подчеркнул, что ему пришлось решать сложнейшие задачи по развитию страны и находить «оптимальные выходы из самых непростых ситуаций».

«Эти шесть лет – это не преувеличение, не фигура речи – были годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики. Никогда прежде за столь короткий период она не получала столько сильных ударов одновременно. Это и мировой финансовый кризис, и обвал сырьевых рынков, и санкции, закрытие финансовых и технологических рынков. От таких шоков нет иммунитета у любой, даже самой здоровой экономики, а у нашей – с её структурными проблемами – это ей грозило просто катастрофой. Но мы не просто выжили, мы начали развиваться, как бы нам ни пытались помешать извне», – заявил глава кабмина.

Эти шесть лет были также периодом избавления от иллюзий о наших западных партнёрах, констатировал Дмитрий Медведев, а также годами открытия новых возможностей. В числе позитивных моментов он назвал улучшение демографии, медпомощи, развитие высоких технологий. В России, указал премьер, начали создавать качественно новую систему социального обслуживания. В целом Дмитрий Медведев коснулся практически всех тем социально-экономического развития страны, отметив позитивные изменения. Госдума хорошо приняла отчет правительства, включая оппозицию.

В целом отчет выглядит достойно, там есть много цифр, смотря на которые, действительно можно сформировать оптимистический взгляд на те процессы, которые происходят в стране, как скрытые от глаз, так и открытые, указывает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Он составлен в позитивном ключе, но и страна за 6 лет прошла довольно длинный путь. Например, система госуслуг, ее интернет-портал, многофункциональные центры — это действительно прорыв во взаимодействии среднего гражданина с государством, мы все экономим миллионы человеко-часов на получении справок и оплате пошлин, и от этого улучшается качество жизни.

В докладе, отмечает аналитик,  не было сказано о реформе полиции, но это тот аспект жизни, который ощутимо влияет на каждого гражданина, и сейчас, в 2018 году, можно сказать, что взаимодействие среднего гражданина с силовыми структурами, особенно, с ГИБДД, стало намного цивилизованнее.

Экономический кризис 2014-2015 был, конечно, излишне жестким, и, полагает Алексей Антонов, в силах правительства было минимизировать его влияние на благосостояние людей: чего стоит курс доллара, в моменте взлетавший до 85 рублей и связанный с этим стресс для экономики. То есть необходимо, считает эксперт,  перестроить экономику так, чтобы стандартные инструменты денежно-кредитной политики, такие как ключевая ставка и операции на открытом рынке, позволяли не допускать резкого обвала курса — это девальвирует не только сбережения, но и доверие к национальной валюте.

Отчету правительства не хватает публичности, считает аналитик, он как бы повисает в вакууме после того, как услышан Думой: граждане не могут задать интересующие их вопросы, нет общественной дискуссии, которая могла бы приводить к изменению политики и направления расходования средств налогоплательщиков.

К сожалению или к счастью, кандидатура Дмитрия Медведева на посту главы правительства практически безальтернативна, полагает Алексей Антонов. В текущих условиях беспрецедентного давления со стороны развитых стран на Россию на международной арене менять премьера на какого-то нового человека было бы слишком рискованно, тем более что найти Медведеву новое место, соответствующее его уровню влияния, сложно. Хотя, конечно, нельзя исключить, что и новый человек на должность премьера уже подготовлен.

 

Переломные моменты, это лучшее время

 

Сейчас, указывает, в свою очередь, шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв, не время для скрупулезного анализа таких отчётов. Очевидно, что Дума в любом случае должна была встретить Дмитрия Медведева благожелательно. Не только потому, что депутаты политически поддерживают выбор президента. При всех волнах критики, и даже если многое можно было сделать иначе и лучше, после беспрецедентно серьёзной попытки изоляции России с 2014 года, пике рубля, нефти по 30 долларов, казалось бы, незаполнимых дыр в бюджете и вызванных этими объективными причинами экономических проблем — само наличие выхода хотя бы на небольшие цифры роста уже результат. И он не был бы достигнут сам по себе без напряжённой работы правительства.

Ведь есть же и поддержка несырьевого экспорта, его доля выросла по крайней мере до 30% по ряду независимых оценок. И совместные проекты с иностранными инвесторами, под многие из которых были предоставлены важные правительственные гарантии, например, по линии РФПИ.

Понятно, говорит он, что меняется при этом в России всегда реально меньше, чем говорится с высоких трибун. Но важно другое: на сегодняшний день Россия столкнулась с целой серией таких вызовов, когда деятельность многих крупных компаний пытаются финансового парализовать, искусственно затормозить санкциями, и политически на Россию давят как, как ещё и не давили. На этом переломе, нужно не просто выжить на стабильном, но недостаточном для нас уровне, а совершать технологический, и организационный в том числе, прорыв.

Именно ближайшие 2-3 года, уверен аналитик, станут временем принятия принципиальных решений, от которых зависит, ликвидируем ли мы экономическое отставание. Переломные моменты, если действовать в них слаженно и эффективно и «поймать волну» — вообще-то лучшее время, чтобы на гребне этой волны попытаться взлететь выше, а не просто удержаться. Нужны не просто тёплые условия во всех сферах бизнеса, а поддержка всех стартапов, начинаний, на уровне государства и банков.

Нужно даже, по мнению Петра Пушкарёва, вводить всё больше элементов планово-рыночной экономики с частичным субсидированием самых жизнеспособных проектов, способных занять важные ниши. Только это может обеспечить темпы роста, близкие если не к Китаю, то хотя бы к Индии, Малайзии, Индонезии, то есть на уровне 5% в год и с изменением всё больше в самой структуре роста — сейчас или никогда. Решение по кандидатуре премьер-министров будет приниматься исходя не из конъюнктуры преемничества через 6 лет, считает аналитик, а из экономических потребностей момента: в каком составе кабинет будет способен решать все эти горячие вопросы. И обсуждаются на уровне правительства и президента сейчас именно шаги, программа действий, и лишь в опосредованном плане, с учётом задуманного функционала, в каждом случае и персоналии, полагает он.