Yankee doodle
Банк России опубликовал обзор управления принадлежащими ему золотовалютными активами за период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года. В числе основных направлений работы ЦБ, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст документа — выход из обязательств стран зоны евро, а также увеличение вложений в госдолг США и «нестандартные валюты»: шведские кроны, канадские и гонконгские доллары. При этом ЦБ активно покупает и золото. За год он приобрел его на сумму 19,3 млрд долларов.
А сколько у нас сейчас всего золотовалютных резервов? 432,8 млрд долларов, как в отчете? Нет, то же данные более, чем полугодовой давности. На 1 марта (апрельских цифр на сайте ЦБ пока нет) — уже 453 644 млрд (а по данным аналитиков, уже и больше). Растут быстрее, чем за октябрь 2016-го —сентябрь 2017 года, когда прирост составил 27,1 млрд долл., которые в основном были вложены в иностранные гособлигации, из-за чего их доля в портфеле ЦБ выросла с 51,3% до 52,9%: Несмотря на активные покупки золота, инвестиции ЦБ в бумаги все же более весомы.
Интересен взгляд Банка России на причины колебаний курсов иностранных валют (и доходности гособлигаций). В первую очередь на курсы влияет ФРС США, в поза- и в прошлом году фактором были также политические последствиями американских президентских выборов. Следующие по важности факторы: Брекзит, президентские выборы во Франции, реализация программ количественного смягчения ЕЦБ и Японии.
На политику ЦБ РФ все это повлияло таким образом: доля вложений в US Treasuries выросла с 22,9% в октябре 2016 года до 31,2% на сентябрь 2017 года. Yankee doodle! А ведь мы прошлым летом (после принятия закона о санкциях, CAATSA) вроде бы собирались «уходить от доллара»?
В долларе выше доходность бумаг
Доходность американских 10-леток все это время только растет, объясняет шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв, и с осени 2016 года поднялась от уровня чуть более 1.5% годовых до более чем 2.95% годовых в моменте этой зимой. В то же время, по аналогичным долговым бумагам Германии, например, доходность находилась полтора года назад фактически на нулевой отметке, в пределах малой погрешности в доли процента), и лишь недавно поднялась на уровень выше 0.5% годовых.
Разница здесь явно в пользу американских долговых бумаг, а ЦБ стремится на резервах зарабатывать, говорит аналитик. Впрочем, низкодоходными бумагами Германии и Франции возможности инвестиций в Европу не ограничиваются, но даже по аналогичным бумагам Испании на пике доходности давали за последние 2 года не более 1.7% годовых. Сегодня же доходность и вовсе упала на уровень ниже 1.2%, и это при меньшем уровне защищенности бумаг финансовой мощью страны, по сравнению и с Германией, и с США.
Но ниже курс
Другое дело, по словам Петра Пушкарёва, смущает то, почему, выигрывая на процентах доходности бумаг, управляющие нашими резервами не так сильно принимают во внимание курсовые выгоды. Ведь с начала 2017 года курс доллара снизился к корзине мировых валют более чем на 10%. Впрочем, абсолютно очевидной эта тенденция на ослабление американского доллара стала как раз к осени 2017 года. Так что, возможно, ключевой момент — в том, что Банк России публикует свою статистику распределения золотовалютных резервов с существенным сдвигом во времени.
Возможно, ЦБ уже «в евро»
В приведенных цифрах отчета отражено состояние дел за сентябрь 2017, когда курс евро к доллару колебался еще в пределах 1.18-1.20, и ожидалось вновь снижение евро в район 1.15, откуда курс тогда только недавно поднялся. В частности, считает аналитик, это отличная возможность перевести часть долларовых активов в зону евро предоставлялась всем желающим того инвесторам в октябре 2017, когда курс действительно опускался до 1.1550. В дальнейшем мы увидим по отчетности, воспользовался ли ЦБ этой возможностью, и увеличил ли свою долю присутствия в Европе: уже к началу 2018 года евро достигал в цене уровня 1.2550.
И если какие-то откаты европейской валюты вниз против доллара ниже 1.20 и будут, то скорее всего, полагает Пётр Пушкарёв, они останутся кратковременными, а ближе к осени ЕЦБ свернет стимулирующую политику закупки европейских активов на остаточные 30 млрд евро. Эта программа будет, вероятно, длиться до конца сентября 2018, и после ее завершения привлекательность евро на мировых рынках только повысится.
Упустили момент стать Швейцарией
Неспособность США проводить стабильную торговую политику, меры протекционизма, заградительные пошлины — могут в долгосрочном плане принести США на самом деле дивиденды, но на текущий момент всё это также не способствует популярности долларовых активов — за исключением рынка акций.
Однако в отличие от ЦБ Швейцарии, допустим, российский ЦБ в рынок американских акций не вкладывает, считая такие вложения достаточно рискованным делом. Впрочем, если не делали это раньше, то после роста американского индекса S&P500 более чем на 30% вслед за победой Дональда Трампа фондовые биржи, на сегодня, уже вошли в стадию затяжных коррекций. И инвестировать в эти активы страновые резервы уже, действительно, было бы неоправданным риском.
Творческий поиск привел ЦБ к золоту
Видно, констатирует Пётр Пушкарёв, что ЦБ находится в поиске, стремясь включить в структуру ЗВР и некоторые другие европейские валюты, помимо евро, и относительную для нас экзотику — тот же австралийский доллар. Австралийские бумаги и по доходности, и по популярности успешно конкурируют с американскими и также имеют высшую категорию надежности ААА. Однако о чем можно говорить уверенно, так это о стратегии ЦБ на перевод существенной части резервов в физическое золото, что совершенно правильно, тем более что закупается это золото в основном на нашем внутреннем рынке.
Монетарного золота в резервах ЦБ было на 1 января 2017 года на 60,2 млрд долл, а на 1 марта 2018 года уже на 80,6 млрд долл: рост объема резервов в золоте на 33,88% чуть более чем за год. Это происходит и за счет объемов, и за счет перехода золота в последний год в более высокий ценовой коридор, если смотреть стоимость золота в долларах. Правда, и сами резервы ЦБ подросли в сумме с 377 млрд долл. на 1 января 2017 до 457,8 млрд долл. по последним данным: на 21,2%. Но рост доли в золоте всё же обгоняет общий рост резервов.
Госдолга США манит неудержимо
И все же, как ни крути, но такого соотношения риска и доходности, как у американских государственных бумаг, на рынке попросту нет, указывает, в свою очередь, Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ. Чиновники неоднократно говорили о прекращении инвестирования в госдолг США, но вряд ли в обозримой перспективе что-то серьезно изменится, уверен он. Это подтверждают цифры: в 2017 году наша страна увеличила вложения в американские бумаги на 19%.
Ситуация с евро достаточно напряженная. Здесь и приход к власти в некоторых странах евроскептиков, и проблемы с банковскими кредитами, что в совокупности с ростом политической напряженности, которая, как мы видим на примере с США, играет далеко не главную роль, заставляют участников рынка, включая целые государства, искать альтернативные активы. Если в начале 2017 года две мировые валюты были близки к паритету (один евро стоил порядка 1,04 доллара), то уже сейчас за один евро дают 1,22 доллара.
Что будет дальше, прогнозировать крайне сложно, констатирует Михаил Мащенко. С одной стороны, неплохие данные по американской экономике и планируемое трехкратное повышение процентных ставок ФРС должно позитивно отразиться на «американце», но все портит агрессивная риторика Дональда Трампа в отношении Китая и ввод торговых ограничений. На фоне этих событий инвесторы вполне могут вспомнить о существовании такого инструмента как золото, являющегося наилучшим инструментом для «пересиживания» глобальной турбулентности.