Право не раскрывать предусмотренную законами «О государственной регистрации юридических лиц», «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» информацию может получить российский бизнес, если будут приняты подготовленные Минэкономразвития законодательные поправки. Смысл их, по сообщению «Коммерсанта», в том, «чтобы страны, вводящие санкции против России, не могли использовать публичную информацию для выявления лиц, совершающих сделки с российскими компаниями из санкционных списков». В результате уже, не дожидаясь изменения правового режима, была закрыта информация о поставщиках этих предприятий и крупных сделках. Это произошло в результате шагов, предпринятых правительством еще осенью в отношении, в частности, предприятий ВПК.
На этот раз решено внедрить новый режим защиты информации на уровне законодательства. Поправки разработаны во исполнение поручения правительства от 17 апреля 2018 года ДМ-П13-15пр, то есть буквально через 10 дней после применения в отношении РФ новых американских санкций.
В частности, уточняет сетевое издание «Финмаркет», предлагается изменить статью 2.2 закона «Об акционерных обществах», которая обязывает компании раскрывать крупные сделки и (или) сделки, в совершении которых имеется заинтересованность.
Информация, обладающая определенными характеристиками, способна действовать как раздражительный фактор на госведомства США, готовящие санкционные списки, соглашается исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. Но в то же время попытка сокрыть информацию, не афишируя ее, может и не возыметь необходимого эффекта, так как тот, кто реально захочет её узнать, вряд ли ограничится только сбором публичных данных.
К тому же, добавляет эксперт, необходимо не забывать про права акционеров, которые, при их желании, должны получать полную информацию о действиях компании совладельцами которой они являются. А акционеры у компаний могут быть не только российские, но и иностранные, и тогда смысла в данной защите информации не будет никакого. Но с другой стороны, уверен Куликов, такое сокрытие информации может оказаться меньшим злом по сравнению с попаданием компании в санкционный список. И следовательно, как превентивная мера, работающая в качестве первого барьера по отсечению нежелательной утечки информации и сдерживающая раздражительный фактор, данный подход может до определенного времени работать.
«Может возникнуть вопрос, насколько вообще это справедливо, что одним компаниям могут позволить игнорировать требования закона, а другим нет?» — говорит партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Но никакой несправедливости тут нет, уверен юрист. Данные поправки в законы нацелены только на защиту со стороны государства компаний, которые с государством прежде всего и работают. Санкции запада нацелены на деструкцию работы экономики государства и ее ослабление.
Многие фирмы боятся последствий санкций, и государство только в этой части позволяет не раскрывать информацию. Тем, кто не вступает в соответствующие правоотношения, таких гарантий не предоставляется. Поэтому, отмечает Дмитрий Горбунов, бизнес сам делает выбор для себя: работать с санкционным сектором и получать преференции или оставаться в стороне и действовать на общих основаниях. Еще один вопрос, касается того, насколько серьезно придется изменить законодательство для того для борьбы с санкциями? Но серьезных изменений, по его мнению, законодательство не требует, поскольку фундаментальных основ права в нем не затрагивается.
Тем не менее, следует отметить объективное значение фактора раскрытия информации в современной экономической деятельности. Как принцип и как практика это характерно для открытого (публичного) акционерного общества. Открытая информация о хозяйственном обороте, о сделках и контрактах также является нормой в условиях, когда финансирование привлекается с рынка, а организация закупок и сбыта предполагает широкое информирование потенциальных поставщиков и покупателей. В значительной части случаев законодательство предусматривет открытые конкурсы. Таким образом, можно предположить достаточно значительное влияние законодательной инициативы МЭР как на правовые, так и на экономические основы деятельности предприятий с госучастием и частного бизнеса.
Это способно вызвать некое отторжения, как признак более значительного влияния санкций на российскую экономику, чем следует допустить правительству. С другой стороны, возможно, сугубо прагматичные соображения в этом вопросе важнее.