Помимо возможности пользоваться известным брендом, покупатель франшизы получает от своего партнера бизнес-план, список поставщиков, технологии, принципы производства, маркетинговые наработки и условия сотрудничества с партнерами. Кроме того, продавец франшизы принимает на себя обязанности по раскрутке и рекламе. За получение максимально благоприятных для открытия своего бизнеса условий предприниматель платит франчайзеру сначала первый взнос, а потом – заранее оговоренный процент от объема продаж.
Многие компании занимаются продажей франшиз. К примеру, международная компания INKSYSTEM https://www.inksystem.net/, специализирующаяся на производстве и торговле совместимыми расходными материалами, относящихся к сфере струйной печати. Дата основания фирмы – 2005 год. Представителями торговой марки INKSYSTEM являются более 180 крупных компаний с числом розничных точек реализации продукции, превышающим 600.
Срок окупаемости франшизы определяется множеством факторов, но в среднем он короче по сравнению со сроком окупаемости бизнеса, созданного с нуля. Тем не менее, перед тем как инвестировать свои денежные средства в приобретение франшизы, необходимо детально ознакомиться со всеми достоинствами и изъянами данной схемы. Основные преимущества:
- Возможность пользоваться известной торговой маркой. Чтобы сделать бренд известным среди потребителей и завоевать их доверие, требуется вложить значительные средства, и для достижения данной цели могут понадобиться годы. Ведение бизнеса по франшизе предусматривает использование уже получившего широкую известность бренда.
- Простота схемы. Ведение бизнеса по франшизе – идеальный вариант для людей, раньше никогда не занимавшихся предпринимательством. Все схемы созданы опытными специалистами и много раз проверены, так что франчайзи избавлен от необходимости учиться на своих ошибках.
- Легкость получения заемных средств. Банки охотнее выдают кредиты, представителю известного бренда, чем неизвестному бизнесмену. Причем собственник франшизы может быть поручителем заемщика.
- Помощь бизнесу. Предприниматель может надеяться на оказание поддержки со стороны франчайзера путем предоставления сведений по ведению дел, поставкам, сбыту, рекламе и др.
Основные недостатки:
- Обязательства. У предпринимателя, покупающего франшизу, имеются определенные обязательства перед ее продавцом – от неукоснительного выполнения условий предоставления торговой марки до постоянных выплат процента от объема продаж. Зачастую франчайзинговые предприятия закрываются по той причине, что не сумели обеспечить требуемое качество услуг.
- Зависимость от продавца франшизы. Покупатель франшизы менее свободен в своих действиях, чем самостоятельный бизнесмен, поскольку курс развития его бизнеса задается собственником торговой марки. Кроме того, благополучие франчайзи зависит от продавца франшизы – когда второй испытывает затруднения, это сказывается на первом.
Перед тем как открывать бизнес по франшизе, необходимо выбрать дело, в котором вы хорошо ориентируетесь. Браться за незнакомое дело не стоит. Другой важный критерий выбора – востребованность бизнеса со стороны потребителей товаров или услуг.
Помимо этого, надо принимать во внимание и соответствие стоимости франшизы своим финансовым возможностям. Некоторые франшизы стоят очень дорого – это относится к ресторанам, гостиницам, супермаркетам и фитнес-клубам.
Приобрести бизнес по франшизе можно за свой счет либо с привлечением заемных средств. Если будущий франчайзи работает в компании, то она может стать инвестором, назначив своего работника руководителем филиала, а в дальнейшем – сделав его совладельцем. Кроме того, предприниматель может привлечь стороннего инвестора для приобретения франшизы.
На рынке присутствуют фирмы-посредники, специализирующиеся на продаже франшиз, однако можно обратиться и непосредственно к фирме-продавцу. Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо убедиться в том, что приобретаемая франшиза соответствует следующим критериям:
- Наличие бизнес-плана. Солидные фирмы помогают своим франчайзи подготовить бизнес-план и оценить результаты проекта, тогда как фирмы-однодневки ограничиваются заверениями о предполагаемой выгодности, не подтверждая свои слова никакими цифрами.
- Продолжительность работы. Весьма желательно, чтобы фирма-франчайзер была не новичком, а успешно работала на рынке в течение многих лет. В противном случае имеется вероятность попасться на удочку фирмы-банкрота, которая распродает франшизы для покрытия своих убытков.
- Наличие обширной сети процветающих предприятий. Если приобретаемую франшизу использует большое количество добившихся успеха предпринимателей, это означает, что у фирмы прекрасные перспективы.
- Предоставление помощи франчайзи со стороны продавца франшизы. Необходимо уточнить, какую поддержку фирма готова предоставить покупателю франшизы, и затем убедиться в том, что все виды предоставляемой помощи прописаны в договоре. Верить на слово нельзя никому.