У проекта «Один пояс, один путь» трудности по всему миру

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
11 июля 2018, 14:18

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

Согласно исследованию консалтинговой компании RWR Advisory Group, на данный момент 14% или 234 из 1674 финансируемых Китаем инфраструктурных проекта, входящих в OBOR, который охватывает 66 стран на нескольких континентах, столкнулись с разного рода серьезными препятствиями. Большинство с недовольством общественности стран, в которых осуществляются проекты, в основном условиями труда; задержками и медленной работой и страхами за национальную безопасность. По мнению Микко Хутари, заместителя директора Института китайских исследований Меркатора, в подавляющем большинстве случаев причина проблем кроется в плохом менеджменте и подготовке проектов.

«Часто встречается пренебрежительное отношение, относительное, конечно, к местным условиям и особенностям и общий недостаток прозрачности»,- объясняет он.

Например, в Малайзии под угрозой инфраструктурные проекты общей стоимостью ок. 23 млрд долларов. Они были приостановлены в июле после того, как Куала-Лумпур с новой энергией возобновил расследование громкого коррупционного скандала, связанного с кражей миллиардов общественных денег через инвестиционный фонд 1MDB. В 2016 году Председатель КНР Си Цзиньпин на подписании соглашения о сотрудничестве много хвалил плодотворные связи между КНР и Малайзией, а тогдашний малайский премьер Наджиб Разак называл Китай «настоящим другом и стратегическим партнером». На прошлой неделе Наджиба, который уже не премьер-министр Малайзии, арестовали и обвинили в коррупции. Судьба же китайско-малайских проектов, включая строительство железной дороги East Coast Rail Link со сметой 14 млрд долларов, повисла в воздухе. Это строительство на 85% финансируется госбанком Export-Import Bank of China. Новые малайские власти объясняют, что они сейчас пересматривают «неравноправные» договоры с китайскими фирмами и банками. 

Ex-Im Bank и China Development Bank являются самыми мощными в мире финансовыми организациями, финансирующими инфраструктурные проекты. Достаточно сказать, что они выдают кредитов и займов больше, чем шесть крупнейших западных многосторонних банков развития, вместе взятых. На Западе их обвиняют в непрозрачности и нежелании проводить справедливые открытые тендеры для поиска подрядчиков.

Это почти всегда приводит к тому, пишут Financial Times, что выгодные контракты достаются узкой группе подрядчиков, состоящей исключительно из китайских госкомпаний, которые крайне редко учитывают желания и предложения местных властей. В результате «китайские» проекты нередко начинаются несмотря на сильное недовольство местного населения, которое Пекин так хочет облагодетельствовать. Наглядный пример - строительство в Колумбии огромной плотины Итуанго со сметой 4 млрд долларов, частично финансируемое Китайским фондом развития КАРИКОМ (Латинской Америки и Карибского бассейна). Китайцы отмахнулись от многочисленных предупреждений экологов и инженеров о том, что в районе строительства часто бывают оползни. В результате такого отношения возникла реальная угроза прорыва плотины и затопления прилегающих территорий.

Сильные ливни в этом году уже спровоцировали один оползень. Властям пришлось срочно эвакуировать 26 тыс. человек. Во многих странах, где возникают подобного рода споры и проблемы, китайские представители не готовы к дискуссиям и дебатам, потому что они не привыкли к ним дома, в Китае.

В Пекине, конечно, внимательно следят за всеми проектами OBOR и прекрасно знают о проблемах. У китайцев есть одно очень полезное качество – они очень быстро учатся на ошибках как своих, так и чужих. Можно предположить, что число подобных проблем, пишут FT, будет не увеличиваться, а уменьшаться и что Пекину удастся удержать ситуацию в целом под контролем.