Стратегия крупнейшего госбанка России Сбербанка до 2025 года предполагает, что доля безналичных платежей в стране достигнет 70%, сообщила в среду зампред правления банка Светлана Кирсанова на «Дне аналитика 2018». Эта стратегия, пишет Finanz, полностью совпадает с политикой государства в данной сфере: максимально сократить оборот наличных, который не поддается контролю.
Сейчас рынок наличных расчетов, потенциально доступный для охвата безналичными решениями, составляет 11 трлн рублей, сообщает издание со ссылкой на презентацию Светланы Кирсановой: 1,2 трлн рублей - транспорт, 7,5 трлн рублей - розница малого и среднего бизнеса, 0,3 трлн рублей - школы, 2 трлн рублей - госуслуги. Наибольшая доля безналичного оборота уже приходится на Сбербанк, где за два года объем безналичных платежей вырос на 95%, до 8,2 трлн рублей.
За последние девять лет безналичный оборот в РФ вырос уже в 12 раз, сейчас его доля составляет 36%. К 2025 году в «безнал» планируется перевести еще 27 трлн рублей ежегодных платежей россиян.
Очень отрадно, что в нашей стране начинают задумываться о контроле денежных средств, считает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель. Эта практика активно применяется во всем мире. Очевидно, что отследить, куда уехал чемодан денег невозможно, гораздо проще выяснить природу перевода со счета на счет и вовремя приостановить сомнительные операции. В нашей стране не так давно отказались от серых зарплат в конвертах, оплата за труд, в основном, попадает на карты и оттуда уже тратятся. Поэтому обычному, честному населению не стоит бояться этого контроля со стороны фискальных органов. Банк сам видит, сколько пришло от работодателя и сколько ушло на нужды. Этот контроль больше будет мешать тем, кто постоянно находит лазейки в законах.
С одной стороны, продолжает тему генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов, либерально настроенные граждане всегда будут воспринимать ограничения оборота наличных денег как наступление на их права и свободы, на анонимность финансовых транзакций, которая для кого-то является совершенно отдельной ценностью. В Европе уже сейчас на покупателя в розничном магазине смотрят довольно странно, если он расплачивается крупной наличной купюрой.
С другой стороны, отмечает аналитик, обществу и государству пора переходить к такой модели взаимодействия, когда граждане платят все положенные налоги, а взамен требуют от государства все то, что они требуют сейчас, получая зарплаты в конвертах, и удивляясь, что образование, медицина и другие госуслуги стали частично или полностью платными. Нужно обратить внимание, что отказ от наличных платежей в обязательном порядке означает полное покрытие территории страны доступом в интернет, а решение этой задачи при нынешних темпах займет не менее 20 лет, да и вообще звучит сейчас несколько фантастично даже с учетом беспроводных и спутниковых технологий.
В то же время, уверен Александр Шустов, когда эта задача действительно будет решена, общество моментально перейдет на новый этап развития, полное покрытие территории России бесперебойным доступом в Интернет означает ускоренное развитие регионов, повышение мобильности населения до рекордных значений, если Интернет не будет цензурироваться, то Россия в таком случае может стать центром притяжения для IT-специалистов со всего мира. Нужно стараться видеть в этом тренде не только наступление на права и свободы, но и новые возможности. Общество, в котором видны денежные транзакции каждого, становится обществом равных обязанностей и возможностей, налогов действительно будет собираться намного больше, и это поднимет общий уровень жизни. Безналичный денежный оборот всегда обходится дешевле, чем наличный, этот эффект экономии тоже скажется на государственном бюджете.
Надо понимать, добавляет Александр Шустов, что среди чиновников и силовиков есть также лоббисты, которые по личным мотивам выступают против отмены наличных платежей, и они тоже прикладывают немалые усилия, чтобы тормозить эти инициативы. Поэтому отказ от наличных будет идти медленнее, чем этого хотелось бы Росфинмониторингу, с текущей доли безналичных платежей в 36% неплохо было бы добраться до 45-50% к 2025 году, и на этом уровне прогресс может задержаться еще лет на 10.