Как заявила на брифинге глава Банка России Эльвира Набиуллина, регулятор поддерживает подход Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в ограничении сделок по покупке частных банков государственными. Данное заявление она сделала в отношении возможного приобретения Альфа-банка государственной компанией ВТБ. Слухи об этом появились, когда член правления ВТБ Владимир Верхошинский возглавил Альфа-банк.
В целом, подчеркнула Эльвира Набиуллина, в связи с решением регулятора санировать крупные кредитные организации, доля госбанков выросла, "хотя в целом и до этого была достаточно высокой". В связи с этим, указала глава ЦБ РФ, "как только мы будем готовы, будем как можно быстрее выводить санированные банки на рынок. Мы заинтересованы в том, чтобы частные банки активно развивались и были финансово устойчивы. Это - наша главная забота".
Доля пяти основных госбанков в активах банковской системы в ноябре 2018 г. составила 61%, напоминает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. И если к ним добавить наиболее крупные санируемые ЦБ бывшие частные банки, входящие в первую десятку по активам, в которых теперь капитал государственный, то удельный вес госсектора поднимается до 67%. Такая концентрация исключительно высока. Она практически исключает значимую конкуренцию, ставит госбанки в очень привилегированное положение по доступу к ресурсам, клиентской базе, себестоимости операций и пр.
Подавленное состояние частного сектора препятствует развитию всей системы, создаёт дополнительные риски её надёжности, уверен эксперт. Государство буквально «высасывает» с рынков, у других банков клиентов, возможности совершенствования технологий и пр. К сожалению, ситуация носит характер самовоспроизводящейся. Поскольку роль государства традиционно высока, крупные частные банки, столкнувшиеся с кризисом в последние годы, переходят под санацию и в собственность государства.
Практика санации частного сектора частными банками не оправдала себя, она невозможна, как показал опыт, добавляет Марк Гойхман. Таким образом, роль государства в ближайшее время снижаться не будет. Планы ЦБ вывести на продажу санированные кредитные учреждения после «оздоровления» пока неосуществимы. Оздоровление сейчас заключается прежде всего в накачке таких банков деньгами ЦБ для закрытия «дыр» в капитале. Без господдержки данные банки существовать не могут, как раз во многом из-за доминирования госсектора, и поэтому не востребованы у частных инвесторов.
Безусловно, соглашается генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов, проблема стремительного роста доли госсектора во всех секторах экономики заслуживает достаточно пристального внимания. Уже с 2016 года доля госкомпаний, госкорпораций, организаций участием государства в уставном капитале, унитарных предприятий и других организаций, находящихся под прямым или косвенным (через участие в капитале госкомпаний) в структуре ВВП формирует свыше 70% и сейчас, по самым скромным оценкам, составляет 75-77%.
Банковский сектор не является исключением. Здесь, по данным ЦБ, доля госбанков составляет уже 66,2%, при этом еще два года назад она оценивалась Регулятором всего в 59,2%. Стимулируют этот процесс консолидации рынка в руках единственного государства два ключевых процесса. Первый - это сокращение числа независимых участников в связи с реализуемой ЦБ политикой по устранению рисков устойчивости путем отзыва лицензий проблемных кредитных организаций. Статистика выглядит следующим образом: в 2014 году лицензии лишились 73 банка, в 2015 - у 88, в 2016 - у 93, в 2017 - у 47, с начала 2018 года - 63 (по состоянию на конец первой недели декабря).
Суммарно за пять неполных лет прекратили свою деятельность 364 кредитные организации, в подавляющем большинстве (за очень редким исключением, например Татфондбанка) частные. При этом переток вкладчиков банков банкротов за указанный период осуществлялся в основном в пользу 10 крупнейших банков, среди которых, кроме МКБ и Альфа-Банка частных в общем-то и нет. То есть, делает вывод Александр Шустов, доля госбанков в банковском секторе в первую очередь растет за счет сокращения числа частных. Второй фактор - это укрупнение госсектора за счет санации.
Как напоминает эксперт, сейчас под контролем ФКБС санируется сразу три крупнейших банка - Бинбанк, Промсвязьбанк и Открытие. По сути эти банки сейчас являются государственными и вряд ли даже после завершения процедуры оздоровления станут снова частными. Тут мы выходим на ключевую проблему: санация - процедура крайне дорогостоящая, и чем крупнее санируемый банк, тем ниже вероятность того, что его санацию сможет реализовать частный банк.
Как уже было сказано, государство консолидирует порядка 75% экономики, поэтому государственные компании являются и крупнейшими работодателями, и налогоплательщиками, и инвесторами и единственными, кто может позволить себе, например, санацию крупного банка. Даже если допустить наличие каких бы то ни было намерений продать один из последних крупнейших частных банков, купить его, равно как и санировать, может только банк сопоставимых масштабов, а среди них частных практически не осталось. С сожалением стоит констатировать тот факт, что процесс огосударствления банковского сектора находится сейчас на той стадии, когда обратить этот процесс просто невозможно. И, уверен Шустов, доля госбанков будет расти.