Недавние выборы в Бразилии сопровождались небольшим скандалом, прямого отношения к ним, казалось бы, не имевшим. Крупнейшее государство Латинской Америки 1 января 2019 года возглавит ярый консерватор Жаир Болсонару, во многом и в частности своими резкими высказываниями похожий на Дональда Трампа.
Бывший армейский капитан, например, пригрозил разорвать отношения с Кубой, с которой прежнее левое правительство дружило.
Недовольство нового президента вызвала не только политика Гаваны, но и кубинские врачи, которые работают в Бразилии по программе «Больше докторов», принятой Дилмой Русефф в 2013 году. Жаир Болсонару был резким критиком этой программы с самого ее начала. Во время избирательной кампании он неоднократно обещал пересмотреть условия пятилетнего соглашения между Бразилией, Кубой и Всемирной организацией здравоохранения (WHO), по которому более 18 тыс. кубинских врачей работали в бедных и удаленных районах Бразилии и лечили примерно 63 миллиона бразильцев. Примерно, в каждом десятом муниципалитете кубинские врачи последние пять лет были единственными медиками, которые могут оказать местному населению квалифицированную медицинскую помощь. В 700 муниципалитетах до появления кубинцев вообще не было врачей.
Болсонару назвал кубинских врачей «рабами», потому что правительство Кубы забирает у них 75% заработанных ими денег. Кубинские власти, к слову, утверждают, что все эти деньги идут на финансирование бесплатного здравоохранения на Острове Свободы.
Правый политик выразил сомнения в квалификации 11420 кубинских медиков и потребовал, чтобы они сдали экзамены в Бразилии. Он также потребовал внести изменения в трудовые договора. В частности он потребовал, чтобы они получали все 11,5 тыс. бразильских реалов (3 тыс. долларов), которые платит им бразильское правительство. Жаир Болсонару также потребовал, чтобы Гавана разрешила им брать с собой в Бразилию родных. Дело в том, что кубинские власти запрещали своим врачам брать детей.
В Гаване требования назвали «оскорбительными» и решили выйти из программы WHO. О выходе из программы Гавана объявила в середине ноября, а в конце месяца начала вывозить кубинских медиков.
Минздрав Бразилии тут же объявил конкурс на замещение восьми с лишним тысяч освободившихся мест. В конце прошлой недели представители Министерства здравоохранения отчитались, заявив, что более 90% освободившихся мест уже заполнены бразильскими медиками, и заверили бразильцев, что их здоровье в результате дипломатической ссоры между Кубой и Бразилией не пострадает.
Однако сейчас выясняется, что руководство бразильского Минздрава поторопилось отчитаться об успешно проделанной работе, потому что каждый третий из замены на рабочем месте так и не появился. Оказалось, что во вторник 18 декабря, когда новые врачи должны были приступить к исполнению своих обязанностей на новых местах, на работу не вышли, как сообщила официальная представительница Минздрава, 2439 из 8411 докторов. 20 и 21 декабря власти будут принимать заявления о приеме новых врачей на свободные места. Однако уверенности в том, что найдутся желающие ехать в удаленные районы, конечно, нет. Это значит, что сотни тысяч и миллионы бразильцев рискуют остаться без медицинской помощи.
Что касается Кубы, то для нее медицина, по уровню развития которой эта страна может поспорить с самыми развитыми западными странами, уже не один год является главным источником поступления валюты. Достаточно сказать, что в прошлом году медицина принесла Гаване 11 млрд долларов, а туризм – только 3. Не стоит забывать и то, что медицина в данном случае является и мощным орудием мягкой силы, которое позволяет Гаване пропагандировать «кубинские ценности» по всему миру.
Кубинская медицина пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Свыше 50 тысяч кубинских медиков работают в 67 странах. По кубинским меркам деньги, которые врачи с Кубы зарабатывали в Бразилии, считались вполне приличными даже после того, как правительство забирало свои три четверти.
Во время избирательной кампании Жаир Болсонару часто говорил о своем крайне негативном отношении к социализму и коммунизму. При новом президенте крупнейшая страна Южной Америки резко повернет направо. Болсонару также неоднократно обещал делать акцент на улучшение отношений с США. Что же касается главных «левых» латиноамериканских стран – Венесуэлы и Кубы, то с ними новый президент намерен бороться, но исключительно, добавляет он, в рамках «закона и демократии».