Россия может столкнуться с американо-китайским блоком

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
6 декабря 2018, 13:09

Решение о сокращении добычи странами ОПЕК+ может быть принято «в ближайшие дни», что крайне негативно воспринято американским президентом. Схожее отношение может быть и у некоторых других мировых акторов, которые не привыкли столь же громко заявлять о своей позиции.

Михаил Метцель/ТАСС
Товарищ Си делает вид, что он как бы ни при чем

 

Трамп и мир

Дональд Трамп продолжает «бомбить» нефтяной рынок своими твиттами: «Надеюсь, ОПЕК сохранит поставки нефти на нынешнем уровне, не ограничивая. Мир не хочет видеть более высокие цены на нефть, не нуждается в них», — написал америскний президент в Twitter в ответ на рекомендацию министерского мониторингового комитета ОПЕК+ сократить добычу нефти на шесть месяцев 2019 года.

Рекомендации о снижении объемов добычи нефти были согласованы на заседании комитета в Вене, передают «Вести.Экономика», но о конкретных объемах сокращения, страны пока не договорились. Решение, однако, будет принято в ближайшие дни. По крайней мере, так заявил журналистам министр нефти и газа Омана Мухаммеда бен Хамада ар-Румхи. Он же рассказал о позиции России.

«Россия согласна, что необходима корректировка [добычи нефти]. Соглашение будет на 6 месяцев, с января 2019 года. Надеемся, что к концу недели мы примем его. Напомню, что всегда делает министерский мониторинговый комитет – рекомендует. И завтра ОПЕК и ОПЕК+ все обсудят и примут решение», – сообщил накануне представитель картеля. Новость не слишком понравилась Штатам, президент которых считает, что цены на нефть должны снижаться.

Так как США становятся крупным экспортером нефти, они стараются поддерживать хорошие отношения со странами,  кому они эту нефть экспортируют, поскольку из-за действий Дональда Трампа и торговых войн союзников у США осталось не так много, объясняет эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. Во-вторых, США много потребляют топлива на внутреннем рынке, и общий рост мировых цен на нефть также отразится на росте стоимости топлива внутри страны. Но стоит учитывать, что ОПЕК не является структурой Америки и манипулировать ими Дональд Трамп не сможет. Глобальный рынок нефти и так пострадал из-за деструктивных действий США против Ирана.

В данном случае, необходимо не допустить обвала цен на «черное золото», а также обеспечить рост нефтяных котировок в пределах 70–75 долларов за баррель. В принципе, и Россия не отказывается от сокращения добычи, но хочет это сделать поэтапно, чтобы не допустить слишком большого скачка цен на нефть. Так или иначе, страны ОПЕК, включая Россию договорятся о сокращении добычи, невзирая на недовольство США. До конца текущего года мы будем наблюдать рост цен до 64 долларов за баррель. Рост будет происходить медленно, но верно. В следующем году, уверен эксперт, мы все же достигнем ценовых значений 70– 75 долларов за баррель. Остается не решенным вопрос по поводу Ирана.

Иран не собирается сокращать добычу, поскольку в отношении него и так действуют санкции США. Конечно, говорит Гайдар Гасанов, пока это никак не повлияет на общую динамику нефтяных цен, поскольку импорт иранской нефти значительно сокращен и те временные «каникулы» для некоторых стран, которые могут продолжать импортировать иранскую нефть, скоро закончатся. Как будет решаться вопрос между США и Ираном, однозначно ответить сейчас трудно. Возможно, на фоне общего сокращения производства нефти США вновь что-нибудь придумают в плане смягчения ограничительных мер в отношении Ирана. Пожалуй, на данный момент это один из манипуляционных сценариев для США.

 

Такого мы еще не видели

На нефтяном рынке, между тем, указывает аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, царит неопределенность в преддверии встречи ОПЕК+: одни производители сырья заявляют о необходимости сокращения добычи для балансировки рынка, тогда как другие ставят под сомнение эффективность данных мер. Кроме того, единое мнение касательно потенциальной величины снижения активности также отсутствует. Все это заставляет инвесторов минимизировать риски и не открывать новые позиции по инструменту.

Дополнительным негативом служит рост запасов сырой нефти в США, которые увеличиваются каждую неделю. Таким образом, в данный момент гораздо больше причин ожидать дальнейшего снижения цен, нежели роста, а участникам заседания в Вене придется постараться, чтобы изменить ситуацию. В отсутствие позитива котировки вполне могут снизиться до 60 долларов за баррель к концу недели, прогнозирует аналитик, и нащупать отметку 55 долларов к началу 2019 года.

Текущая же стоимость топлива играет на руку Дональду Трампу, добавляет Михаил Мащенко: с одной стороны дешевый бензин обеспечивает увеличение симпатий со стороны американцев, привыкших передвигаться на собственном авто, а с другой — способствует экономическому росту. Так или иначе, сырье участвует в формировании цен на абсолютно все группы товаров, следовательно, чем оно доступнее, тем легче развиваться бизнесу. Из чего можно заключить, что президент США и дальше будет принимать меры для воздействия на рынок как с помощью резких заявлений в Twitter, так и путем ввода санкций против Саудовской Аравии под предлогом убийства журналиста в посольстве страны, заключает он

Стоит заметить, что против нашей страны санкции уже введены, при этом рефреном американской политики стала тема их перманентного расширения. Пока не очевидно, как отреагируют США предстоящее решение о снижении добычи нефти, к которому примкнет и РФ, но как бы это не пополнило список претензий, которые ложатся в основу расширения списка санкций. Конечно, у нас санкций бояться не принято, и действительно, по большому счету плевать мы на них хотели, но по малому счету, если назвать так бюджеты домохозяйств, они бьют. Во всяком случае, в условиях официально плавающего валютного курса, на санкции болезненно реагируют рублевые накопления.

При этом, помимо США, к противостоянию с которыми мы привыкли, высокие цены на нефть не должны нравится другой важнейшей стране — нашему другу Китаю. Подмеченная аналитиком Гайдаром Гасановым попытка администрации Трампа представить свою позицию в отношении цены на нефть как игру в интересах стран-потребителей именно в Китае может быть воспринята наиболее благосклонно. Иметь против себя американо-китайский блок… Такого мы, пожалуй, давно не видели, определенные аналогии можно найти лишь в истории Холодной войны. В новейшее время такой диспозиции пока, к счастью, не было.

В этом свете зависимость экономики России от нефтяного экспорта и соответствующих цен выглядит особенно неприятно. А ведь ее обещали преодолеть еще 10 лет назад. Столько лет исполнилось в этом году полузабытым планам «модернизации» и диверсификации, к которым, впрочем, делаются постоянные попытки вернуться.