Колотую брусчатку используют на протяжении многих веков. Раньше ее изготавливали посредством откалывания кусков от каменной глыбы. Сейчас в этих целях применяют камнекольные станки, называемые гильотинами. Основные достоинства этой разновидности брусчатки таковы:
- доступная стоимость;
- простота замены при ремонте дорожного покрытия;
- рельефная поверхность, улучшающая сцепление автомобильных покрышек с дорогой при гололеде;
- привлекательный внешний вид.
Недостатки колотой брусчатки состоят в крайне грубой поверхности и большой ширине швов между отдельными элементами. Из-за этих особенностей ее нежелательно использовать в тех местах, где люди ходят на высоких каблуках или босиком.
Существуют три разновидности гранитной брусчатки, изготавливаемые путем раскалывания плиты:
- Колотая. Она имеет кубическую или конусообразную форму, поверхность всех граней является необработанной.
- Колото-пиленая. У такого бруска обработаны верх и низ либо боковые грани. Это самая дорогостоящая разновидность брусчатки.
- Искусственно состаренная брусчатка (антик). У таких брусков грани сглаживают, создавая имитацию естественной шлифовки временем.
Колотой брусчаткой мостят:
- пешеходные дорожки в парках;
- дворцы, правительственные здания;
- крутые спуски, въезды в гаражи, пандусы и другие места, где очень важно, чтобы машина не пробуксовывала во время гололеда;
- подъезды к коттеджам;
- площадки перед ресторанами, кафе, магазинами, оформленными в стиле ретро;
- непроходные места (для украшения).
Способ укладки брусчатки определяется ее предназначением и видом. Стандартные размеры граней – 10х10х5 сантиметров. Существуют и другие варианты, однако они обычно изготавливаются на заказ. Когда для мощения дороги используется полностью колотая брусчатка, отклонения в размерах граней которой достигают полутора сантиметров, мастера вынуждены делать довольно широкие швы между брусками (в некоторых случаях иногда до одного сантиметра). При укладке колото-пиленой брусчатки швы делаются существенно уже. Под укладку колотой брусчатки необходимо подготовить поверхность путем сооружения подкладки из щебня или гравия. При слабых почвах подкладка делается из бетона.